Корзина
Нравится

Сара Мун и Уильям Кляйн на Фотобиеннале 2012

Сара Мун и Уильям Кляйн на Фотобиеннале 2012

Сразу три новых экспозиции открылись в рамках 9-го международного месяца фотографии в Москве "Фотобиеннале 2012".

На выставке "Искусство архива" знаменитый швейцарский куратор Тобиа Беццола представляет около 100 фотографий, сделанных с 1920-х по 1950-е годы для полицейского управления Лос-Анджелеса. В 2001 году в "Сити Рекорд Центре"  были случайно найдены полуистлевшие нитроцеллюлозные негативы, спасенные и бережно сохраненные полицейским фотографом Мерриком Мортоном и галеристкой Робин Блэкманн.

Экспозиция представляет не столько исторический архивный документ, сколько неожиданно найденный клад для любителей классических фильмов «нуар».  Среди архива полицейского управления Лос-Анджелеса есть немало фотографий, где свидетельство о событии превращается в произведение искусства. Поэтому многие фотографии на выставке напоминают кадры из тревожных фильмов популярных в 1940-1950-х гг.

Вторым открытием вчерашнего дня стала экспозиция прославленной французской художницы Сары Мун, постоянной участницы фестивалей музея «Московский Дом фотографии». Ее проект "Черная шапочка", переосмысление знаменитой сказки Шарля Перро, впервые будет показан в Москве.

Сара Мун  - французский фотограф и кинорежиссер, чьи выставки проходили в Париже, Арле, Лондоне, Праге, Токио и Нью-Йорке, а фильмы получали престижные премии на кинофестивалях. Среди ее фильмов - документальная лента о великом Анри Картье-Брессоне. В 1960-х работала моделью (ее можно увидеть на снимках Хельмута Ньютона и Ги Бурдена), изучала рисунок. С 1970 года стала сама фотографировать: сначала для модного глянца - журналов Vogue, Harper’s Bazaar, Elle и рекламных кампаний Comme des Garçons, Chanel, Sonya Rykiel, Issey Miyake and Christian Lacroix, - а затем перешла к “чистому искусству”.

Проект “Черная шапочка” встает в один ряд с предыдущими проектами из “сказочной” серии художницы, в которой она дает собственную трактовку классических сказок: ее “Красная нить” рассказывала историю Синей Бороды, “Цирк” - девочки со спичками, “Русалка Одервиля” - Русалочки, а снятая в 2002 году “Черная шапочка” - сюжет другой известной сказки Шарля Перро. Маленькая девочка должна в одиночку совершить путешествие через лес, чтобы попасть к своей бабушке, но у Сары Мун лес превращается в старый европейский город с мощеными брусчаткой улочками.

Третья экспозиция МАММ  основана на знаменитом альбоме Уильяма Кляйна “Нью-Йорк”. Опубликованный в 1956 году в Париже, он так и не был принят американским глянцевым истеблишментом, однако прославил фотографа в Европе и стал настоящей классикой фотоискусства: был удостоен Премии Надара и признан величайшим фотоальбомом со времен Второй Мировой.

Уильям Кляйн  - американский фотограф, признанный одним из ста самых влиятельных фотографов в мире, и кинорежиссер, автор более двадцати художественных и документальных фильмов. На протяжении десяти лет - с 1955 по 1962 - был штатным фотографом журнала Vogue. Обладатель Премии Надара (1957) и Премии Хассельблад (1990).

Серия о Нью-Йорке была задумана Кляйном как фотографический дневник его возвращения в родной город. Уехав в 18 лет воевать в Европу, после войны он остается в Париже изучать живопись и начинает работать в мастерской Фернана Леже.

Работа в глянце позволяла Кляйну делать независимые проекты - и первым из них стал именно “Нью-Йорк”. Несмотря на то, что Vogue спонсировал производство работ, в публикации книги было отказано. Кляйн называл эту съемку «жестоким дадаистским наскоком на город», но общественность не приняла этот агрессивный образ. Вызывающая “непрофессиональность” фотографий - зерно, контраст, размытость, съемка широкоугольным объективом крупных планов, - и непохожесть на классические снимки города, переплетались с отчаянно субъективным взглядом, который смотрел на мегаполис с феноменальной документальной резкостью.

В отличие от Америки, Европа безоговорочно приняла этот новый образ Нью-Йорка - и в 1956 году книга вышла в свет в парижском издательстве. Ее название было в духе рекламных слоганов: Life is Good and Good for You in New York (“Жизнь хороша и хороша для Вас в Нью-Йорке”). Этот альбом сделал Уильяма Кляйна знаменитым, открыв новую страницу в фотоискусстве и навсегда изменив его.