Корзина
Нравится

Степан Михалков: "Делай что делаешь, и будь что будет"

26032
Степан Михалков:

На интервью Степан Михалков согласился не сразу — мол «и так много меня везде». Правда, потом встреча была все же назначена. Сын известных родителей, сам уже не менее известный ресторатор, действительно пользуется большой популярностью у журналистов. И тому есть множество объяснений — хорош собой, успешен в бизнесе, женат на красавице модели, окружен известными друзьями.

При таком наборе «плюсов» обнаружить перед собой обаятельного, простого в общении, улыбчивого человека с отменным чувством юмора, было, по меньшей мере, приятной неожиданностью. Еще большей неожиданностью стала степень откровенности Степана, которая, распространялась в сторону любой из выбранных тем обсуждения. Начиная с того, почему его сыновья пойдут служить в армию, кто самый стильный мужчина в России, с какой целью женщины атакуют мужчин и, заканчивая тем, почему популярность перерастает его личность.


Степан, возможно, что некоторые из тех вопросов, которые я тебе задам, были заданы тебе не один раз. Например, как ты стал ресторатором? Ну, или вот так: "Твои родители посвятили свою жизнь кинематографу, как получилось, что ты не пошел по их стопам?"


Классный вопрос (смеется)! Понимаешь, детям надо что-то есть, ресторан для этого отлично подходит. Собственно говоря, у меня уже были тогда дети.

Детям надо что-то есть, ресторан для этого отлично подходит.

А профессией кинематографиста тогда было  не накормить не только детей, но и себя,  в своем же ресторане можно всегда поесть бесплатно.

По-моему, ваш папа вас неплохо кормил, разве нет?


Нет. Не могу сказать, что кто-то из детей от папы получал какие-то материальные излишества. Во-первых, если и были деньги, покупать на эти деньги, когда я был маленький, было совершенно нечего.  Это было советское государство, магазины были пустые, и нашему дедушке выдавали "спецпаек",  как Герою Социалистического Труда и депутату Верховного Совета. Вот и всё. И там было то, что сейчас лежит на витринах: колбаса, сосиски и т.д. Тогда это можно было получить только в спецбуфете и по специальному талону. А магазины были пустые, и зарплаты  были у режиссеров и актёров  мизерные, не позволяющие покупать на каждый гонорар по новой машине. Надо было копить долго.

То есть ты решил, что твои дети так жить не будут?

Мои дети будут жить именно так. Все что они от меня получат - это образование, православное воспитание и любовь. Всего остального пусть добиваются сами. Когда я делал ресторан, Новиков уже начал свое легендарное шествие. В Москве открывались рестораны. Не было, правда, европейского уровня, а кооперативные уже появились. Актёрская профессия в тот момент еще не приносила тех денег, которые она сейчас может приносить актёру, режиссёру и тем более продюсеру. Это было застойное время, несмотря на то, что уже была рыночная экономика, и ресторанный бизнес мне показался наиболее интересным.

Значит, ты исходил из финансовых соображений?


Отчасти. Был кризис к тому же, который только закончился. Да и других идей у меня не возникло. В принципе я всегда любил поесть хорошо и посидеть в ресторане. Вот… А на самом деле, это всё неправда. Просто однажды я споткнулся, упал лицом на Остоженке, посмотрел, сдается помещение. Вот и всё.

Так вот как это бывает! Насколько непросто открыть ресторан сейчас?

Сейчас очень непросто - кризис, конкуренция, к тому же  все, почему-то рванули в этот бизнес. Ну и потом его содержать очень сложно. Когда мы с Федором (Федор Бондарчук, прим. редакции) открывали ресторан "Ваниль", к нам присоединился Аркадий Новиков. Он стал нашим партнёром уже на стадии открытия. С его приходом мы избежали тех ошибок, которые могли бы сделать, если бы его не было. Он многому и меня, и Федю научил. Уже потом у нас стали появляться свои рестораны, и у меня, и у Феди.

   


Что такое "правильное" место с твоей точки зрения?

Дело в том, что на такой вопрос невозможно ответить однозначно. "Правильное" с точки зрения кого и чего? Московская публика, которая ходит в рестораны, очень чётко делится на людей, которые любят тусоваться и не любят тусоваться. И еще делится по миллионам других признаков, начиная от местоположения, заканчивая национальными предпочтениями.

Если брать именно твои предпочтения, твоё место какое? Под словом "твоё" я имею в виду место, близкое душе, а не то, которое ты открыл. Какая там должна быть еда, какая должна быть публика?

Публика должна быть интеллигентная. Для этой публики я и стараюсь что-то делать, несмотря на то, что не могу, скажем, поставить face-control и сказать: "Вы знаете, вы не интеллигентно выглядите, не заходите к нам".

А интеллигентная публика - это кто?


Интеллигентная публика – это женщины, которые приходят в ресторан, не для того, чтобы выйти замуж, и мужчины, которые идут в ресторан, не исключительно для того, чтобы снять девушку. Мир "телочек" и "парней" мне не интересен.

Четкое разграничение: женщина приходит выйти замуж, а мужчина – снять девушку.

Правильно. Разве ты не знаешь, что женщина пытается выйти замуж, а мужчина пытается этого избежать. И в этом главная нестыковка мужчин и женщин. В Москве эта игра занимает умы практически всех людей среднего возраста, еще способных жениться и выходить замуж, и на этом построено огромное количество бизнес-проектов.

Мне кажется, на этом построен наш мир. Существуют же только мужчины и женщины.

Мир был изначально построен все-таки не на желании выти замуж, а на желании найти человека, которого ты сможешь любить и который тебя будет любить. А выйти замуж - это как бы прилагалось. А сейчас наоборот - все остальное прилагается, а вот выйти замуж - это как раз та "работа", которой заняты миллионы молодых девушек. А если и не выйти замуж, то стать любовницей.

С чего началось твое кулинарное увлечение?

С того, что в ресторане нельзя поесть то, что можно приготовить у себя дома, и это, к сожалению, проблема всех ресторанов. Любой ресторан либо стремится, либо должен стремиться к тому, чтобы сделать домашнюю кухню, и насколько он максимально к этому приблизится, настолько он будет успешен. Но, к сожалению, это из области фантастики. Это сделать невозможно.

       

 


Кем ты мечтал стать в детстве?

Пожарным, милиционером, военным. Врачом не мечтал, зубным тем более. Я хотел быть режиссером, наверное, как папа. А когда вырос, окончил режиссерские курсы в московской киношколе и потом работал. Мы с Федей Бондарчуком открыли рекламную студию, снимали ролики и сами работали режиссерами. Но как-то я быстро разочаровался. Мне нравилось, и у меня получалось делать музыкальные ролики, и реклама у меня хорошо получалась, но в тот момент стали приходить крупные рекламные компании, и нас просто вытеснили с рынка. И креатив, который мы хотели развивать,  оказался не нужен. Весь креатив свелся к фокус-группе в количестве 50 человек. Мне стало неинтересно работать в таком ограниченном пространстве, а кино тогда ещё не реанимировалось, не было тогда такого кинопроизводства. Если бы оно тогда было, может быть, я бы и не ушёл в ресторанный бизнес, а перешёл бы в кино и сейчас снимал бы фильмы или продюсировал. Но тогда была такая дыра, которую нечем было заполнить. Я занялся ресторанным бизнесом, заполнил эту дыру, получил определенное удовлетворение, и финансовое, и моральное от того что я делаю, и как-то вот уже 10 лет занимаюсь. Мне нравится. Во всяком случае, я встаю, когда хочу, ложусь, когда хочу.

Хороший график.

Мне тоже нравится. Если ты режиссер, то встаешь на дневную, ночную, утреннюю смены. Ты зависишь полностью от группы, у тебя активнейшие месяцы съемок, потом "ничегонеделание",  и это очень дестабилизирует психику. Кино - это наркотик, режиссура - это наркотик. Ты вдруг в один момент становишься Господом Богом для 200 человек, которые  у тебя работают. Примерно так живут олигархи. Вот он просыпается, у него возникает какое-либо желание, и 200 человек это желание реализовывают. А здесь ты не олигарх, тебе не надо ездить на бронированной машине. Но при этом ты проснулся и решил, что сегодня надо будет снять именно эту сцену, а для этого надо, например, комнату перекрасить, и все раз, взяли кисти и пошли красить. Это наркотик, который дает тебе безграничную власть над людьми, и очень многие впадают в зависимость от этого и потом не могут без этого. Съемки уже заканчиваются, группа распускается, ты сидишь один с монтажером, монтируешь фильм и все, и дальше целый год ты его выпускаешь. А ведь привык уже, что у тебя 200 человек в подчинении, а их нет.  А ресторан с этим никак не связан, ты можешь рулить им активно или менее активно, это организм, который живет своей жизнью.

Я знаю, что ты служил в армии на Дальнем востоке. Было дело?

Сейчас мне уже кажется, что не было. Только когда читаю про себя, понимаю, что это был я.

Это был экстремальный опыт для тебя, для юноши из хорошей семьи?


В общем, экстремальный. Сотрясение мозга, 4 недели в госпитале, обмороженные пальцы и щеки, гастрит, 40 швов на спине без наркоза. А вообще мы уехали из Николиной горы в город Находка на 2,5 года, до этого я был в Анапе в "учебке". Это совершенно разные две жизни, это такой контрастный душ, который мне отчасти вправил мозги и  дал ту жизненную закалку, которая, необходима любому мужчине.

Каким образом вправил мозги?

Я был бездельником, тунеядцем, мои друзья были хулиганами, мы  дрались на улицах, потому что изучали карате, ну и т.д. А тут раз и армия, фамилия твоя никому ничего не говорит, ты дух.

Отпустил бы сына в армию?

Не только отпустил бы, они никуда не денутся, пойдут. Я считаю это обязательным, чтобы не потерять реальное восприятие жизни. Чем громче фамилия, тем обязательнее.

          

 


А бывали случаи, когда ты прикрывался фамилией? Я - сын Никиты Михалкова.

Хочешь - не хочешь, фамилия такая громкая, что я иногда и сейчас  так говорю. Вот вчера, например, я сказал: Я - Степан Михалков, сын Никиты Михалкова.

Кому? Что это была за ситуация?

Одному арендодателю кавказского происхождения. Мне пришлось это сделать, потому что разговор не клеился сначала, зато заклеился после того, как я сказал эту фразу.

Все-таки фамилия помогает?

В таких смешных случаях, да. Хотя это приходится делать очень редко, слава Богу. Меня и самого знают, во всяком случае, в Москве. Я все-таки местный. Хотя, на самом деле, у публичности  две стороны медали. Иногда бывает так, что твоя популярность перерастает твою личность, и это произошло практически со всеми, кто сейчас популярен.

С тобой это произошло?

По  большому счету да. Я, наверное, заслуживаю меньшей популярности, чем сейчас имею. Я ведь ничего такого сверхвыдающегося не сделал в жизни, отечество никак не прославил. Но, так или иначе, отсутствие поводов о чем-либо писать, заставляет тебя сейчас сидеть и разговаривать со мной.

Ты родился и вырос в Москве. Что для тебя означает понятие "культурная Москва" и какие места в Москве "твои"?

Москва сегодняшняя очень отличается от Москвы в мои 13-18 лет. Тогда я ходил пешком, жил на Маяковке, и был предоставлен сам себе. Нет ни одного чердака на Тверской улице, на котором я не был. Мы лазали везде, куда можно было залезть, пролезть, войти и выйти. Я знаю практически все улицы и все, что связано с Москвой. Возможно, не все, что связано с исторической Москвой, но я знаю, как быстрее пройти или проехать от любой улицы внутри Садового кольца до любой другой. "Культурная" Москва для меня связана с теми или иными увлечениями. Я, например, увлекаюсь фотографией, и мне нравится ходить на выставки современного искусства, поэтому посещаю такие места как "Винзавод".  Люблю театры, как репертуарные, так и антрепризные. Например, мне очень нравится Женя Миронов и его "Театр наций". Я хожу в Табакерку, в  МХТ и  Мастерскую Фоменко. Я видел почти все спектакли. Я люблю театр, потому что я вырос в театре. Я, кстати, работал в "Театре на Таганке" осветителем. Так что всё, что связано с выставочными мероприятиями и с театральными, я посещаю. Кино я люблю. Короче, все то, что должен любить современный человек, живущий в таком городе, как Москва. И глупо было бы этим не пользоваться, потому что Москва на сегодняшний день предлагает времяпровождение на любой вкус.

 

 


Есть люди, которые действительно любят и разбираются в современном искусстве, а есть те, которые ничего в этом не понимают, но приходят на такого рода мероприятия просто потому, что это модно.

Есть такое, и раньше было. Скажем, галерея Даши Жуковой, где мы встретили всех тех же, кого до этого встретили в GQ баре, а до этого посидели еще где-то. Естественно не без этого. Вот я прихожу в Третьяковку, прохожу мимо портретов, я не искусствовед, хоть и учился живописи, но на какие-то работы 18 века мне смотреть скучно, если они не сюжетные. Мой интерес начинает просыпаться там, где начинается экспрессионизм, где появляется Ван Гог, где появляется импрессионизм. Хотя нельзя не любить и Ренессанс.  А в современном искусстве очень много работ, где есть яркие эмоции, и поэтому ты можешь их не понимать особенно, но так или иначе они будут тебя эмоционально затрагивать.

Правда, что поводом для продолжения знакомства с твоей нынешней супругой послужило православие?

Поводом послужило то, что она очень красивая. Православие оказалось в сфере наших общих интересов. Когда один человек встречает другого, любого вероисповедания, и понимает, что определенные вещи для них одинаковые, и это некая система координат, которую не надо объяснять или обсуждать, это диктует многие взгляды на жизнь. Кто-то это может назвать философией жизни, но для меня христианство и православная вера являются основной системой координат, с которой я сверяюсь ежедневно.

Ты публичный персонаж. Занимаешься ресторанным бизнесом. Тебе приходится вести светский образ жизни, давать интервью, ходить на мероприятия. Как это сочетается с верой?

Если бы я был монахом, наверное, это не сочеталось бы. Так как я мирянин, то мне никто ничего не запрещает. Смотря сколько ты уделяешь этому времени. Большинство мероприятий настолько "пустые", что на них я особо не хожу. Я хожу на те события, которые связаны с культурным ростом и образованием. Конечно, я могу посмотреть фильм "Аватар", потому что иначе Федя Бондарчук будет считать меня идиотом или снобом. Но удовольствия от него я получу меньше, чем, например, от  похода на спектакль Жени Миронова "Рассказы Шукшина".

Недавно какая-то газетенка написала, что твои родители снова вместе, это так?


Нет. Это "желтуха". Каждый живет своей жизнью, в своём мире, и их роман существовал тогда, их любовь существовала тогда. Если я чувствую, что был другим даже 5 лет назад, даже 3 года назад, то можешь себе представить, что произошло с людьми за 40 лет.  Знаешь, папу с мамой это насмешило, а вот  Таню, папину жену, ужасно расстроило. Мне её так жалко стало, потому что  она-то уж точно не виновата ни в чем. На нее обрушилась вся эта информационная "утка", и она переживала ужасно.

 

 


Журнал GQ наградил тебя титулом самого стильного мужчины России. Ты сам себя таковым считаешь?

Конечно, не считаю. Я считаю, что самый стильный мужчина России - Дмитрий Медведев. А остальные не самые стильные.

Кстати, за кого ты будешь голосовать?

Или за Медведева или за Путина.

Кто будет следующим президентом?

Думаю, Путин. У Путина больше опыта - это раз, он жестче, что важно для руководителя такой страны как Россия и, наверное, он, с этих двух точек зрения, выгоднее как президент. Но пока они работают вместе, особенной разницы ты не увидишь. Они так могут меняться долго, ты понимаешь? То Путин, то Медведев, то Путин, то Медведев.

В политику нет желания пойти?

Нет, ни в коем случае. Мне либо жалко людей, либо стыдно за тех, кто занимается политикой.

Политикой можно заниматься либо по наивности, либо из корысти. Многие по наивности начинают, но потом находят личную выгоду.

Политикой можно заниматься либо по наивности, либо из корысти. Многие по наивности начинают, но потом находят личную выгоду.

Почему в России так мало стильных мужчин? Ты, да Медведев.

А Путин? Есть еще и Филипп Киркоров, Басков. У нас слишком много красивых женщин, вот в чем проблема. Было бы меньше красивых женщин, было бы все поровну, всем бы хватало. Если девушка некрасивая, ей не обязательно нужен принц, она оценивает свои возможности скромнее, а красивой - подавай принца на белом мерседесе.

А красивых в Москве много, вот и подавай им всем принцев, а принцы пользуются ситуацией.

Это обоюдный результат. У меня на эту тему споры постоянно с женой. Она на стороне женщин, а я на стороне мужчин. Поставь себя на место мужчины: он женился, создал семью, живет, ходит на работу, и в один момент попадает под атаку женщин, которые хотят его отбить у жены. Собственно, им неважно, женат он или нет.  У нее в записной книжке еще 5 таких, и она просто смотрит, кто быстрее отреагирует. В данном случае все зависит от стойкости мужчины, но, в какой-то момент, многие не выдерживают. Так  и начинается этот бесконечный круговорот. Если бы женщины не гонялись за мужчинами, мужчины были бы другими. Раньше мужчина гонялся за женщиной, и он был другой.

 

 


У тебя бывают ситуации, когда ты попадаешь под атаку женщин?

Для этого я должен реагировать на это, но я не реагирую. У моей жены нет поводов опасаться, но, тем не менее, она опасается.  Это нормально. Главное, чтобы ревность не доходила до крайности.

Если бы ты брал интервью у Степана Михалкова, о чем бы ты спросил?


Сколько бы ты дал, чтобы больше никто не просил дать тебя интервью?

И сколько?


Много, только это невозможно, учитывая тот бизнес, которым я занимаюсь.

Твои жизненные принципы.


Делай что делаешь, и будь что будет. Вот мои жизненные принципы. Когда человек рассчитывает только на свои мизерные муравьиные силы и перестает ощущать божественные, то его жизнь превращается в суетливое и упрямое карабкание на кирпичную стену. Таким образом ты замыкаешься в земном круговороте, который тебя поглощает и заставляет жить по этим законам. Ты с ними воюешь, борешься, что-то  пытаешься сделать, ничего не происходит, ты отчаиваешься, это целая череда негативных переживаний, которые человек будет испытывать, если он не надеется на Бога, на Его волю и на то, что Он поможет. Я заставляю себя вспоминать об этом, когда я что-то очень хочу сделать. Важно остановиться и сказать себе: "Пусть будет так, как будет!". Воля Бога всегда мудрее, чем человека. Иногда ты можешь что-то сделать полезное, но чаще мы пытаемся делать что-то совершенно бесполезное. Потом думаешь, зачем я так хотел этого добиться, зачем мне это нужно было? Хорошо, что это не произошло.

Текст: Анастасия Муравьева

Фотограф: Елена Павлова