Корзина
Нравится

Джаник Файзиев: о новом проекте, правильных ящерках и full of shit

16898
Джаник Файзиев: о новом проекте, правильных ящерках и full of shit

Его работы видела вся страна: будь то ролики "Сникерса", телепроект "Старые песни о главном" или нашумевший фильм "Турецкий гамбит". Известный режиссер и продюсер Джаник Файзиев прошел школу телевидения, рекламы и большого кино, став "универсальным солдатом", умеющим отлично угадывать желания зрителя. Он ценит каждого и работает для всех, именно поэтому его кино смотрят, и любят.

Вы помните свою первую кино в работу?


Да, мне было 9 лет. Любимая тетя привела меня на кинопробы, причем, не сказала об этом никому, даже мне. Я не знал, что мы будем делать: просто приехал, и меня попросили показать несколько этюдов. После этого в семье разгорелся дикий скандал, потому что бабушка кричала, что я очень умный мальчик, и, что в мир безумцев она меня не отдаст. Бабушка очень хотела, чтобы я стал ученым, и чтобы никаких артистов в нашей семье больше не было. Она знала не понаслышке, о чем говорит, ведь всю свою жизнь провела в театре, так же, как дедушка и моя мама. С одной стороны она понимала, что другого пути у её внука и быть не могло, но с другой - она желала мне другой судьбы. Но любопытство все-таки победило, и в третьем классе меня отпустили на съемки. Начались они ранней зимой, а закончились ранней весной в городе Соликамске. Мы ездили по стране вслед за уходящим снегом, и в итоге добрались до Сибири. Третий класс совершенно выпал у меня в смысле обучения, ведь я занимался освоением актерской профессии. Мы были одни в огромной гостинице: никаких уроков, никаких родителей – было совершенно потрясающе!

Актерские гены помогли Вам в начале карьеры?


Никто не знал о моих актерских генах. Я помню, как нас завели в комнату, и меня попросили показать, как надо переходить через лужу, если не хочешь испачкать ботиночки. Я, кстати, и сейчас при отборе детей на пробах прошу изобразить то же самое. А недавно меня совершенно потряс разговор с Мариной Нееловой, когда я расспрашивал ее о секретах мастерства: "Как Вам удается играть так, как будто главное где-то впереди?" Она ответила, что этому ее научил Меркурьев, показав, как надо переходить через лужу, если ты не знаешь, что такое перспектива, и, если знаешь о ней.

Если вы хотите увидеть настоящую любовь – нужно найти для нее препятствия.

Вскоре Вы приступаете к съемкам блокбастера "Август. Восьмого". О чем будет эта картина?

Недавно мне позвонил знакомый писатель, и поинтересовался: "О чем сценарий?". "О любви", - ответил я. На самом деле, в данных словах и заключается суть: любое произведение, должно быть посвящено глобальным человеческим чувствам, только тогда оно может вызвать какую-то эмоцию. Наша главная героиня – молодая девушка, находящаяся в начале жизненного пути. Ей 23 года, но она успела выйти замуж и родить ребенка. Всё, что находится вокруг этой девушки - молодые люди, её ребенок, взаимоотношения с мамой, с окружающим миром, с государством, с автомобилем, со сложной и простой техникой – весь этот круг женских проблем и женских интересов является предметом рассмотрения нашего фильма. Как водится, чтобы подобные истории были ярче, драматург обычно использует какие-то экстремальные поводы. В нашей ситуации это, не очень приспособленное к мирной жизни существо, оказывается на Кавказе во время военных действий.

 

 


Вы станете одним из первых режиссеров, который снимет фильм именно по этой тематике. Кто был инициатором проекта?


Эта идея основывается на нескольких историях, которые я случайно в разговоре за чашкой кофе услышал от своих друзей. Затем родилась большая заявка, я начал искать финансирование. Нас поддержал Фонд отечественного кинематографа, сказав, что заявка достаточно сложная по производству, соответственно, дорогостоящая. Сегодня такое кино производить нерентабельно, потому что довольно трудно представить себе ситуацию, когда подобного масштаба и объема проект реально может заработать кучу денег. Но мне было ужасно приятно, что нашу заявку оценили как  нужную стране и людям. На что еще, если не на сохранение духа патриотизма, высоких человеческих ценностей государство должно тратить деньги, поддерживая искусство? Государство датирует театры только для того, чтобы люди смогли почувствовать дух времени, дух соотечественников, которые тратят свою энергию, свою силу, чтобы поддержать Вас, как зрителя, на должном уровне в контексте нашего общего состояния. Мне было очень приятно, что нас поддержали, и я надеюсь, что мы оправдаем доверие.

Вы свободно чувствуете себя в данном политическом контексте?


Когда много лет назад мы делали кино и сериалы, кинокритики делали в наш адрес колкие замечания, мол, историческое кино любой дурак может снять, а вот Вы попробуйте взяться за современность!  Когда я решил осветить одну из самых больных для нашей страны тем последних лет, они вдруг стали говорить мне: "Как ты можешь! Ведь все вопросы еще не решены?!" В связи с этим, я вспоминаю знаменитую историю, кажется, Ильфа и Петрова: если советского критика запереть с книжкой, которую никто до сих пор не поругал и не похвалил, потребовав от него рецензию, то он из этой комнаты выйдет поседевшим. Для меня это странно. Разве не в этом предназначение искусства, разве актуальность – не основная его задача, разве не искусство должно либо получать ответы на волнующие людей вопросы, либо сформулировать эти вопросы для широкой аудитории? Мне кажется, именно в этом и заключается наше главное предназначение. Моя задача – сделать кино, которое будет популярным или народным, для этого я должен говорить с народом на обсуждаемую им тему. Поэтому, если нам удастся удержать эту историю в остром контексте волнующих всех вопросов, в том числе и политических, - я буду счастлив.

Большая часть "высоколобой" аудитории, не в состоянии отличить хорошее кино, которое называется арт-хаусом, от настоящего кино, которое называется искусством.

Кого мы увидим на больших экранах и на съемочной площадке?

Главные роли в фильме сыграют Егор Бероев, Максим Матвеев, Светлана Иванова. Оператором-постановщиком станет Сергей Трофимов, работавший над картинами "Ночной Дозор", "Дневной Дозор", "Черная Молния" и т.д. Художником-постановщиком выступит Владимир Гудилин, композитором -  Руслан Муратов. Что касается сценария, то я написал большой синопсис, а затем мой приятель по фамилии  Лернер помог мне его закончить.

Каков предполагаемый бюджет картины, включая производство и продвижение?


До конца бюджет еще не сформирован, ориентировочно - в районе 15 миллионов долларов. По сегодняшним меркам – это гигантский проект. Со времен "Адмирала" таких дорогостоящих проектов мы не делали.

Давайте представим, что съемки уже завершены. Чем бы Вы занялись в первый день после завершения съемок?


Я из категории трудоголиков, самое страшное для меня – это понять, что завтра мне ничего не нужно делать. Поэтому я бы очень хотел, чтобы в первый день окончания проекта, я понял, что уже работаю над следующим фильмом.

 

 


Вы были режиссером известнейшего фильма "Турецкий Гамбит", продюсером картины "Адмирал",  совсем скоро в Вашем послужном списке появится масштабный проект "Август. Восьмого". Все эти фильмы объединены общей тематикой, в которой хочется выделить два понятия – "любовь" и "война". С чем связана приверженность этому классическому сочетанию?


По своей сути я человек карнавальный, я люблю, когда эмоции и ситуации в любых произведениях имеют какие-то очень высокие степени проявления. Смотрите, мальчик и девочка встретились на улице. Мальчик сказал: "Знаешь, Маша, я тебя люблю!". Маша ему ответила: "Знаешь, Петя, я тебя тоже очень люблю!" Хорошая ситуация, все здорово - такие фильмы тоже есть. Но если вдруг началась война, и мальчику Пете нужно прокричать слова любви под пулями врага? А Маша, взятая в плен,  в этот момент ведется на допрос, слышит этот зов и кричит, что тоже его любит! Помните, как у Гоголя в "Тарасе Бульба": в день казни Остап молчал под пытками, а перед смертью вскричал: "Татку, слышишь ли ты меня?" "Слышу, сынку!" - отозвался Тарас, понимая, что сам идет на верную смерть. Разве Гоголю можно было сказать: "Зачем тебе война, чтобы папа мог сказать сыну, что он его любит?" Только в таких экстремальных позициях проявляются настоящие чувства, и, если Вы хотите увидеть настоящую любовь – нужно найти для нее препятствия.

Карло Понти говорил: "Если фильм имеет успех, это бизнес. Если фильм не имеет успеха, это искусство". На фоне Ваших работ, кассовые сборы которых можно назвать действительно впечатляющими, согласитесь ли Вы с данным высказыванием?


Я считаю это иронией со стороны Понти. Действительно, одни фильмы сделаны только для коммерческой выгоды, другие - только для фестивальных призов. И те и другие не всегда хорошие. К сожалению, большая часть аудитории, в том числе высоколобой аудитории, не в состоянии отличить хорошее кино, которое называется арт-хаусом, от настоящего кино, которое называется искусством. В кино существует очень много внешне похожих институционных форм. Знаете, в природе есть жучки или ящерки, которые прикидываются ядовитыми змеями? Эти ящерки воспроизводят окраску ядовитых змей, и, на всякий случай, их никто не трогает. Точно так же и в кино: очень легко посмотреть несколько фильмов, и сделать такие же, чтобы его тоже приняли за "правильную ящерку".

Длинные, неторопливые, ни к чему не склоняющие кадры - это "full of shit", как говорят у нас в Гватемале (смеется). Это не искусство - это просто медленные, скучные кадры, снятые не очень талантливыми людьми.

Можете привести примеры "правильных ящерок"?

"Правильные ящерки" находятся легко: Вы берете десяток фильмов, которые обсуждаются всеми, и смотрите. Тот же Ларс фон Триер: он  совершенно гениальный человек, все его фильмы – предмет для серьезных дискуссий. Или Кустурица: я его обожаю, и считаю фильм "Время цыган" одним из самых гениальных фильмов наших дней. Всегда могу пересматривать Феллини: классический арт-хаус, Феллини подражать очень трудно - это мастер высокого класса. А вот Антониони подражают очень многие. В мое время, когда мы учились во ВГИКе, наш факультет делился на антонионистов и феллинистов. Я очень хорошо помню наши студенческие баталии, которые обычно проходили с мордобоем в курилке. Помните у Антониони в картине "Красная пустыня" есть кадр, когда Моника Витти, одетая в салатовое платье, рисует на зеленой доске зеленым мелом. Это настоящая киноживопись. Если же Вам удалось придумать такой кадр, Вам надо найти зеленую доску, выбрать из немыслимого количества  мелков нужный, найти для платья девушки ткань, совпадающую по тональности с общим сочетанием данного кадра. Параллельно нужно помнить, что девушка в этом платье появится еще и в другой сцене, следовательно, Вы и другую сцену должны поддержать по цвету. Это колоссальная работа, ее ни с чем нельзя сравнить и ни с чем не спутаешь. К сожалению, не все могут так подробно смотреть, поэтому, если они видят длинные, неторопливые, ни к чему не склоняющие кадры – считают, что это и есть искусство. Это "full of shit", как говорят у нас в Гватемале (смеется). Это не искусство - это просто медленно снятые скучные кадры, как правило, не очень талантливыми людьми.

Чьи картины Вы бы с легкостью отнесли к разряду "full of shit"?

Не хочется никого обижать, потому что люди стараются, как могут. Для многих разговор про арт-хаус – это единственная соломинка, которую они считают альтернативой мэйнстриму. Я и сам начинал с таких фильмов, которые мало кто понимал, которые были сняты для всяких высоколобых дядек. Сегодня кино стало очень дорогой игрушкой: оно должно преследовать какие-то цели и должно уметь возвращать деньги через кинотеатры.

Очень хочется задать вопрос человеку, посвятившему 40 лет своей жизни киноиндустрии: есть ли у Вас любимый фильм?

Фильмом всех времен и народов для меня долгое время был и остается "8 1/2" Феллини.

Насколько я знаю, Вы актер, сценарист, продюсер, режиссер. Есть ли в Ваших планах какие-то неосвоенные ниши?

У меня всегда была мечта заниматься музыкой, и играть на фортепиано. Совсем недавно я попросил свою дочь, и она научила меня играть "Лунную сонату". Теперь по вечерам, когда я прихожу домой, обязательно ее играю сам себе.

Как Вы относитесь к критике своих работ? И чье мнение является для Вас авторитетным?

Самый авторитетный критик, конечно, мама. Она часто критикует, и это уже в крови – если маме не понравилось, значит, что-то не так. К критике я отношусь нормально: достаточно один раз пережить фокус-группу с обсуждением своего фильма, чтобы понять, что критика – это неотъемлемая часть твоей работы. Сам я очень внимательно отношусь к людям, которые после фильма высказывают мне свое мнение. Когда человек протягивает мне руку, смотрит удивленными глазами, и говорит: "Старик, я не ожидал!" - значит, этого человека мы конкретно пробрали. Когда же человек высказывает мне какие-то замечания, я внимательно прислушиваюсь, и про себя отфильтровываю. Когда я закончил свою первую картину, мне сказали: "Давай мы тебе устроим премьеру в Доме кино?" Я отказался, это же, мол, такой интимный процесс, как я людей в зал заведу. Потом ты понимаешь, что снимаешь кино именно для того, чтобы его смотрели люди, а люди, как известно, разные. У кого-то в этот день болит печень - он посмотрит фильм, обругает всех и уйдет. А ты будешь сидеть в расстроенных чувствах, и никогда не узнаешь, что в этот день у человека просто-напросто болела печень, а ты так хотел, чтобы фильм ему понравился.

 

 


Напоследок, хочется поздравить Вас с предстоящей круглой датой. В этот момент жизни многие люди подводят некоторые итоги. Оглянувшись назад, Вы можете сказать, что добились всего, чего хотели?

Я не могу сказать, добился ли я чего-нибудь: у нас такая профессия – ты снимаешь кино, а оно лежит на диске в комнате и никак на вашу жизнь не влияет. Да, тебе могут сказать, что им понравился твой предыдущий фильм, но понравится ли следующий – еще не известно. Я думаю, что добиться всего – это сидеть, брать телефонную трубку и говорить: "Хорошо, я подумал, и буду снимать кино. Давайте мне деньги!" А тебе говорят: "Приходите, приходите, вот Вам деньги!" Тогда это будет означать, что я добился всего. А сейчас пока не так, надеюсь, что все еще впереди.


Фотограф: Андрей Башлыков, Владимир Долгов

Автор: Анна Федюнина