Корзина
Нравится

"Серебряный город. Петербургская фотография ХХ–ХХI вв."

Серебряный город. Петербургская фотография ХХ–ХХI вв.

31 января Центр фотографии имени братьев Люмьер и Фонд информационных и культурных программ "ФотоДепартамент" представили выставку "Серебряный город. Петербургская фотография ХХ–ХХI вв.".

Это второй проект Центра фотографии имени братьев Люмьер из  цикла выставок, рассказывающих об особом явлении в истории российской фотографии – "петербургской школе". Первой из этого цикла стала выставка Александра Китаева "Непостижимый Петербург",  показанная  в центре прошлой зимой. Сегодня вместе с кураторами проекта Ольгой Корсуновой ("ФотоДепартамент") и Аркадием  Ипполитовым (Государственный Эрмитаж) галерея продолжает знакомить московского зрителя с творчеством ведущих петербургских фотографов.

Выставка "Серебряный город. Петербургская фотография ХХ–ХХI вв."  посвящена "петербургской школе" фотографии. Это определение, недавно вошедшее в искусствоведческий обиход, относится в первую очередь не к географии, а к типу сознания, которое подразумевает особое отношение к окружающему и объединяет разных мастеров нескольких поколений. В центре внимания фотографов  оказывается город, неважно, снимают они пейзаж, портрет или натюрморт.

Петербург, с точки зрения Европы, довольно молод, ему всего триста с небольшим лет, поэтому петербургская про-классическая ориентация в какой-то мере парадоксальна, и именно она придает всему, что рождается в этом городе, неповторимость. Петербургская фотография демонстрирует своеобразие Петербурга очень внятно. "Петербургские истории" - именно так называлась эта выставка, когда год назад проходила в Бордо (Франция). Каждая фотография в ней – это рассказ, воспоминание эмоция, предчувствие этого города, который оставляет свой особенный отпечаток на художнике, творящем в Петербурге.

Для всех авторов, участвующих в проекте,  характерна  приверженность к старым, традиционным видам печати, хранящим прикосновение рук художника. На выставке можно увидеть все многообразие техник съемки и печати: от съемки мягкорисующими объективами и моноклем, процарапывания негативов, прямой бром-серебряной печати и соляризации до раскраски отпечатка масляными красками.

Всего на выставке представлено более ста двадцати работ ведущих петербургских фотографов, а также молодых авторов. Выставка начинается с пятидесятых годов, с работ Бронислава Ясинского, фотографа, чье имя практически неизвестно даже знатокам фотографии. Он был одним из первых отечественных фотографов, работавших в условиях жесточайшей цензуры, но сумевшим выйти за рамки чистого любительства и осмыслить фотографию как свободное и самодостаточное искусство.

На выставке также представлены фотографии Бориса Смелова, одного из важнейших фотографов не только Ленинграда-Петербурга, но и России в целом, и его круга – Леонида Богданова, Ольги Корсуновой, Александра Китаева, Стаса Чабуткина, Сергея Жиркевича и других. В фотографии Бориса Смелова петербургское своеобразие, подразумевающее особую стилистику и технику печати, было выражено настолько сильно, что стало возможным говорить о "петербургской школе" фотографии как об отдельном и самостоятельном явлении. Петербург объединяет работы таких авторов как Людмила Таболина, Наталия Цехомская и Владимир Антощенко,  Александр Черногривов, Александр Никипорец, Евгений Мохорев и многих других.

Выставка продлится  с 1 по 26 февраля 2012 года.