Корзина
Нравится

«Вредные» мультфильмы: почему девочкам запрещают смотреть сказки про принцесс

14712
«Вредные» мультфильмы: почему девочкам запрещают смотреть сказки про принцесс

В одном из своих последних интервью Кира Найтли рассказала, что не хочет показывать своей трехлетней дочери некоторые диснеевские мультфильмы — например, «Золушку» и «Русалочку». По мнению актрисы, главных героинь этих сказок едва ли можно назвать примером для подражания: девочкам не стоит привыкать к образам женщин, жертвующих всем ради мужчин и ждущих спасения от богатых принцев.

Кира Найтли — далеко не первая мать , решившая, что диснеевские сказки про принцесс при всей своей красоте и музыкальности приносят девочкам скорее вред, чем пользу. Мультфильмы про прекрасных девушек в беде, волшебных фей и принцев, критикуют уже давно: молодые родители все чаще запрещают своим детям смотреть старомодные сказки, а если и разрешают, то только после подробного объяснения, почему нельзя быть такой, как главная героиня. Мы выяснили, от каких именно сказок ограждают современных детей и что не так в идеальных диснеевских принцессах.

«Белоснежка и семь гномов» (1938 год)        

  

Белоснежка — это первая диснеевская принцесса, а потому ее образ не слишком проработан. Как персонаж, она не представляет большого интереса — это типичная бессловесная принцесса, у которой даже в главной роли почти совсем нет реплик и которая всегда находится в тени других, более ярких персонажей (менее заметный персонаж в этой сказке — только ее принц). Зато Белоснежка интересна как воплощение классического образа жертвы, зависящей только от окружающих людей и обстоятельств: выживает она лишь потому, что ее спасают то гномы, то охотник, то принц. Как только девушка остается без присмотра, она сразу же попадает в беду, ведь из всех положительных качеств она наделена только исконно «женскими»: она добра, очаровательна и трудолюбива, какой, с точки зрения патриархального общества, и должна быть женщина. А вот ум и осторожность— достоинства, не красящие хорошенькую девушку, которую и без этого непременно спасут мужские персонажи.

Особенно показательна сцена в конце мультфильма: Белоснежка почти без сомнений берет отравленное яблоко у незнакомой старухи, потому что из слепой вежливости она не может позволить себе закрыть дверь перед подозрительным чужим человеком и вместо того впускает его в дом. Услужливость и необходимость всем нравиться, страх показаться грубой и невежливой — все это черты воспитанной в патриархальном обществе женщины, с детства приученной быть для всех и во всем удобной.


«Золушка» (1949 год)

        

Главная героиня этой сказки — милая и скромная девушка, которая даже к своим обидчикам и врагам относится с искренней и потому несколько странной для рядового зрителя добротой. Она молча терпит унижения, бедность и усталость от тяжелой физической работы, улыбкой отвечает на пренебрежительное к себе отношение, изо всех сил старается угодить нелюбимой мачехе — в общем, она идеальный образ женщины, живущей для того, чтобы обслуживать других людей: обслуживать не только буквально, но и эмоционально.

Золушка — это репрезентация того, какой должна быть идеальная женщина патриархального общества: тихой, скромной и любезной, неконфликтной, доброй и покладистой. За весь мультфильм нельзя заметить ни единой нотки злости или агрессии в ее голосе, ни одного резкого жеста. Такими учат быть маленьких девочек — терпеть бедственное положение и улыбаться даже тогда, когда уже давно пора начать защищаться, и вместо ответа ждать помощи от прекрасного принца, который в реальной жизни на помощь может так и не прийти.


«Русалочка» (1989 год)

         

Ариэль — пожалуй, самая жертвенная героиня Диснея. Ради своего принца она отказалась и от семьи, и от голоса — зачем он ей, если для того, чтобы привлечь мужчину, достаточно только внешности? По мнению родителей, критикующих этот мультфильм, такие сюжеты прививают девочкам ложные ценности и учат их тому, что для девушки важнее не собственное счастье и не индивидуальность личности (в случае с Ариэль она была заключена в ее уникальном голосе), а красота и возможность быть рядом с мужчиной — возможность, без которой женщина непременно будет страдать.

Впрочем, диснеевская версия сказки получилась довольно мягкой по сравнению с оригиналом — Русалочка Ганса Христиана Андерсена согласилась обменять хвост на пару прекрасных ног на условиях намного более ужасных. В оригинале сказки Русалочка без малейшего сомнения соглашается на то, что при ходьбе она будет испытывать невероятную боль от незаживающих кровоточащих ран и ступать, «как по острым ножам». Но разве это может показаться несправедливо высокой ценой, когда ведьма уверяет: «Зато все, кто тебя увидит, скажут, что такой прелестной девушки они еще не встречали».


«Красавица и чудовище» (1991 год)

  

Из всех диснеевских сказок «Красавица и чудовище» осуждается чаще всего: по мнению критиков, мультфильм не только изображает устаревшую картину полной зависимости женщины от мужчины, но и поощряет абьюзивные отношения, основанные на грубости и насилии. Бэль, главная героиня сказки, попадает в заточение в заколдованный замок Чудовища, выслушивает его крики и угрозы, находится в постоянном страхе, но… все равно влюбляется в своего тюремщика. Отношения такого рода можно спокойно назвать проявлением Стокгольмского синдрома — состояния, при котором жертва оправдывает поведение агрессора и даже начинает испытывать к нему беспричинную симпатию.

В то же время сказка о Красавице и Чудовище транслирует прекрасную идею о том, что внешняя красота — это вовсе не главное качество человека. Мораль сказки очевидна: гораздо важнее то, что скрыто внутри, ведь можно полюбить и ужасное чудовище. Жаль, что это касается только мужчин — поменяй героев местами, и прекрасный юноша вряд ли полюбил бы Чудовище женского пола, каким бы удивительным ни был бы ее внутренний мир.



Фотограф: Кадры из фильма

Автор: Мария Соловкина