Корзина
Нравится

Владимир Пирожков: «Пора передвигаться в пространстве, а не в плоскости»

30730
Владимир Пирожков: «Пора передвигаться в пространстве, а не в плоскости»

Каждый двадцатый автомобиль на дорогах столицы – его рук дело. Дизайнер с мировым именем Владимир Пирожков, поработав на Citroеn и Toyota, продал апартаменты в солнечной Ницце и вернулся в холодную Москву. Многие крутили пальцем у виска, а он уже планировал заставить российский транспорт перемещаться по воздуху. Неосвоенную целину Пирожков быстро заполнил проектами своего центра AstraRossa, включая дизайн самолетов Sukhoi Superjet 100 и факелов предстоящей Олимпиады в Сочи. Он мечтатель в душе и практик в реальности, по всей видимости, от этого и фантастические проекты Пирожкова назло скептикам воплощаются в жизнь.

Как Вы пришли в профессию? И почему выбор пал именно на промышленный дизайн?


Когда я учился в школе, много рисовал автомобили. Увидев мои наброски, друг нашей семьи Марк Васильевич Демидовцев, главный дизайнер ВАЗа, посоветовал превратить хобби в профессию. После школы я поехал в Свердловск - кузницу кадров для нашей тяжелой промышленности. Планировал, что буду работать на ВАЗе. Поступил на художника-конструктора в Свердловский архитектурный институт. Поскольку промышленность в нашей стране всё ещё была, я поступал на промышленный дизайн. Потом я уехал в Швейцарию. Мне нужно было получить стипендию, иначе я просто не смог бы учиться. Стипендия давалась только в подразделении транспортный дизайн, он же промышленный. Иными словами, промышленный дизайн сам меня выбрал. 


Как удалось попасть на стажировку к гуру био-дизайна Луиджи Колани?


И везение, и много работы, и авантюра, наверное. Ещё и время было интересное – перестройка, гласность, олигархи, кооперативы видеомагнитофоны... Мы написали авантюрное письмо одному из лучших дизайнеров в мире, замахнулись на Шекспира, как говорится. Это казалось чем-то нереальным, но Луиджи Колани пригласил нас приехать.  Тогда на Западе русские казались любопытным явлением. Мы полгода готовились, ездили по всяким инстанциям, нужно было сделать выездную визу, потом въездную визу, потом достать деньги. А когда мы туда попали, поняли, что нас никто не ждёт, что нужно быть  очень конкурентоспособными и много работать. Чем и занимались следующие 20 лет! 

 

 

В Вашей семье кто-то связан с дизайном?


Мой дед был конструктором ткацких станков до и во время войны. Отец закончил МВТУ имени Баумана с отличием, потом был инженером в бронетанковой промышленности. По сути - танко-дизайнером. Теперь его проекты - бестселлер в своем роде. Так что генофонд качественный. Династия, однако.


Свой первый автомобиль помните?


Которым владел или который построил? Если владел, это ВАЗ-2101, отцовская «Копейка» козырного вишневого цвета. Но, на самом деле, первой машиной, которую можно считать реально моей, стал черный Mercedes-Benz, купленный в Швейцарии на сэкономленную стипендию. На этой машине я поехал покорять Париж.


Покорили?


Париж покорил мою машину. Через неделю она была вся побита, потому что тогда я не умел ездить в большом и незнакомом городе.


Сейчас на чем передвигаетесь?


Классический Porsche.

 

 

Я ожидала, что Вы приедете на интервью на гигантской навороченной машине.


Как все успешные москвички и гости столицы? Наоборот, я считаю, что для большого города нужно небольшое и «скромное» средство передвижения.


Вы работали с европейцами, японцами, жили на Лазурном берегу. Почему решили вернуться в Россию?


Кого-то это пугает. Для меня это новые широкие возможности! Здесь можно многое сделать. Мне показалось правильным вернуться в Россию, создать небольшую профессиональную команду, эдакий технологический спецназ. Большая собака в маленькой упаковке, такой бультерьер, который сможет решать задачи, посильные крупной организации, это то, что сейчас в России и в мире крайне редко можно встретить. Потому что этого практически нет!


Насколько я знаю, Вас попросили вернуться на правительственном уровне?


Да, предложение поступило от Германа Грефа, оно было достаточно конкретно и честно озвучено - создать мультиотраслевой центр дизайна и инноваций. Кроме того, я давно думал о возвращении в Россию. В Европе все уже сложилось: полируется то, что было создано римлянами. Что бы я делал, оставшись там? Рисовал бы очередной автомобиль. Лучше или хуже, но все тот же автомобиль. Лучше работать в странах с развивающимися экономиками, особенно, если ты дизайнер. Дизайнеру важно иметь простор для действий. Конечно, есть свои сложности и особенности – в России почти не осталось промышленности, а та, что осталась, в большинстве своем, не соответствует современному уровню. Компаниям, которые хотят сохраниться в рамках входа нашей страны в ВТО, придётся стать глобально-курентоспособными. Теперь мы набираем команду профессионалов, которые общаются на любых языках, которые работали за границей, которые знают, что такое качество, новые технологии, бизнес-процессы.

   

   

Несмотря на «устаканенность» в Европе, многие российские умы уезжают. Как нужно поменять систему, чтобы сохранить кадры?


Как сохранить себя, свою страну, свою самоидентификацию? Такой базовый, простой вопрос: ради чего мы вообще живём?


Простой, но сложный. Каждый хочет быть счастливым, но определение «счастья» для всех разное.


Я недавно спросил у своей мамы: «Мама, ради чего ты училась? Какая цель была у тебя, у страны?» Она мне ответила: «Целью было светлое будущее!» Я спросил: «А светлое будущее как выглядит? Оно зелёное или розовое? Оно состоит из конфет или усыпано звёздами?» Она ответила: «Не знаю, никто не объяснял, но мы знали, что нужно учиться, нужно войти достойно в светлое будущее». Идеологический зачёт! Вот так страна дала целеполагание нескольким поколениям людей! А сейчас какая цель? Свобода выбора, самореализация, деньги, стремление комфортно жить за рубежом? А это значит – украсть и «свалить». Кто-то покупает дюжину яхт, футбольную команду и уезжает. А вопросы – «Кто мы в будущем? Какая у нас цель?» - остаётся открытым. Нужно  качественно планировать будущее, чтобы оно было!

Как мы войдем в будущее с людьми, которые смотрят «Дом-2»?

Или, например, спросите у молодежи, кто такой Толстой или Достоевский. О чем Вы говорите!? Зачем им это надо!? Нужно знать Facebook и i-Phone, нужно знать «Крышу мира», нужно знать, какой коктейль себе заказать, и какую у папы или у любовника машину выклянчить – вот что нужно знать! А остальное всё не важно. Неужели нужно знать про почкование клеток и строение инфузории-туфельки? Может, нужно знать, как от ядерного удара спастись? Нет, это не модно, модно Gucci и Prada. Как мы войдем в будущее с людьми, которые смотрят «Дом-2»? Нет цели! «Дом-2» - это не цель, «Глухарь возвращается II» - тоже не цель, как и «Ментовские войны». Где у нас сериалы про учителей, про доярок? Про созидание?

 

 

Наверное, должен быть какой-то соцзаказ.


А его нет, соцзаказ – украсть и свалить, стать чиновником, рейдером, «элитной барышней». Это совсем не моё: я приехал сюда создавать, а не разрушать. Я приехал отдавать долг своей стране за то, что она меня учила, лечила и растила бесплатно. Пора быть полезным на своей территории.


Когда Вы приехали, пришлось столкнуться с преградами существующей системы?


Смотря, что назвать преградами. Разве является преградой то, что в Вашу идею не инвестировали сразу 50 миллионов долларов? Нет, конечно. Работать надо. Не верь, не бойся, не проси.


Тогда какие преграды не позволяют сделать одну нормальную марку автомобиля?


А зачем стране собственная марка легкового автомобиля? Мы строили не очень качественные автомобили во времена железного занавеса. Занавес сняли. Теперь глобализация. Можно отлично ездить на собранных у нас иномарках. Исторически так и складывалось: например, из Германии по контрибуции увезли Opel, и сделали из него «Москвич», из Америки увезли Ford и сделали из него ГАЗ, из Италии увезли Fiat и сделали из него Жигули. Мы единственный легковой автомобиль за всю историю России сделали сами – Нива. Это лучший автомобиль за всю историю страны! И, кстати, до сих пор вполне  конкурентоспособный. Надо было продолжать в таком же духе. Считаю, что необходимо оставить стратегические компетенции в автомобилестроении, например - разработку и строительство грузовиков. Это действительно важно. 

 

 

А как же новый «Ё-мобиль», как Вы относитесь к этому проекту?


У меня к нему двойственное отношение. С одной стороны, очень хорошо, что есть команда инженеров-профессионалов, собранная под этот проект. С другой -  это ещё один автомобиль в пробке. Какой бы автомобиль Вы не взяли – инновационный, модернизационный, зелёный, красный, чёрный, большой, маленький – все стоят в пробках. Даже на Ferrari Вы будете стоять за КАМАЗом и «бить копытом». А Вы – блондинка, Вам нужно на другую сторону Тверской в маникюрный салон, Вы страшно торопитесь, автомобиль страшно дорогой, но смысла в нём нет, ведь он абсолютно неадекватен. «Ё-мобиль» тоже, наверное, неадекватен: зачем делать ещё один автомобиль? Надо создавать 3D-транспорт, пора передвигаться в пространстве, а не в плоскости. 


Собираетесь заставить автомобили летать?


Об автомобилях речи больше не идет. Смысла в автомобилях без дорог, которые мы никак не можем построить,- нет. Поэтому нам нужен инновационный вид транспорта - 3D-мобили, передвигающиеся в длину, ширину, высоту. Это как раз транспорт из фильма «Пятый элемент». Важны три вещи. Первое - вертикальные взлёт и посадка, без аэродрома, без инфраструктуры, с любой точки. Второе – скорость и дальность самолёта. Третье – стоимость и комфорт автомобиля. А ещё желательно многотопливность, чтобы он летал на всём, что горит,  а лучше всего на электричестве или на мусоре.

   



Что-то из области фантастики.


Это не фантастика, это абсолютно реальный проект. Мы уже строим летающий аналог такого агрегата в масштабе 1:4. Я думаю, лет через пять мы будем готовы представить абсолютно новый вид транспорта, новую парадигму передвижения в пространстве.  


Почему до Вас об этом никто не подумал?


Подобные проекты были. Их делали преимущественно авиаконструкторы с авиапромышленным подходом. Мы хотим сделать систему 3D-транспорта. Это совсем другая задача - поставить 3D-транспорт на уровень массового производства, тогда и цена будет низкая. Это то, что сделал Форд с автомобильной промышленностью в 1907 году, придумав конвейер, и никто не сделал для самолётов. Вы еще успеете погонять!


Какими достижениями может гордиться Ваш «Центр промышленного дизайна и инноваций»?


Когда мы построим 3D-транспорт, мы будем гордиться, а сейчас надо работать, очень много работать. На авиасалоне «Макс-2011», совместно с РКК Энергия, мы представили концепт, макет космического пилотируемого корабля следующего поколения, который придет на смену легендарным «Союзам». Сейчас, на базе Государственного Исследовательского Технологического Университета МИСиС мы занимаемся созданием центра прототипирования любой сложности с образовательной составляющей - стратегический проект. Технологический спецназ.

 

 

На российских дорогах часто видите плоды своего творчества?


Да, примерно каждый 20-й автомобиль. Например, Citroen C3, C4, С5 уже прошлого поколения, С6, Toyota Auris, Toyota Avensis, Toyota iQ... Есть чем гордиться, если честно.


Как лично у Вас рождаются идеи той или иной модели?


Меня вдохновляют новые путешествия. Прекрасный пляж в Ницце, Вьетнам, Китай, французская провинция Бордо, Италия, Япония... Люблю активные путешествия, желательно тематические. Например, Вы ставите себе тему: «Водопровод и канализация древнего Рима», «Система постройки арочных конструкций древнего Рима», гастрономический тур по Франции – район Рокфор, Вьетнам - остров Фукуок, с его жемчужными фермами. Тема для Китая -  «Как принимать решения?», серьёзные решения, например, строительство Большой китайской стены. Как вдохновить сто поколений на такой подвиг?  Или - «Как передать и сохранить опыт дедов и отцов сквозь тысячелетия?». 


Расскажите о своих инновационных планах на будущее.


Планы серьёзные. У нашей страны, по сути, нет выбора, кроме сплоченной работы и инноваций. Нам нужно несколько точек роста, подобных «Сколково». Мы делаем ещё одну точку роста в центре Москвы, о которой я уже говорил: технологический спецназ.  Это новая компетенция - цифровое производство. И новый формат образования на его базе.

 

 

Не боитесь утечки идей?


Этого можно бояться, но у меня одна жизнь. Мы просто качественно делаем свою работу. Если каждый займётся своим делом, то страна у нас будет сильная.


Фотограф: Григорий Векслер