Корзина
Нравится

Соня Карпунина: "На самом деле, я люблю трэш!"

24079
Соня Карпунина:

Ее называют вундеркиндом российского кинематографа, музой Сергея Соловьева и второй Татьяной Друбич. В двадцать с небольшим эта хрупкая, миловидная целеустремленная девушка пишет сценарии, снимается в фильмах и привозит в Россию международные награды. Ее фильм «Шанс» оценил сам Эмир Кустурица, вручив «Золотое яйцо» Кустендорфа. Но Карпунина никогда и не думала стать великим режиссером или звездой экрана. Просто в её жизни происходили абсолютно не случайные совпадения, притянутые скрытым в ней талантом.

Для начала хочется поздравить тебя с заслуженной победой на Международном фестивале авторского кино "Кустендорф". Скажи, Соня, какое оно - "Золотое яйцо" от Кустурицы?

Большое спасибо. Действительно, недавно я приехала с фестиваля "Кустендорф", организатором которого является режиссер Эмир Кустурица. Моя картина "Шанс" завоевала на конкурсе "Золотое яйцо". Эта поездка стала для меня неожиданной и очень приятной, я была рада даже тому, что принимаю участие в конкурсе. Такого результата, честно говоря, я не ожидала вообще.

Интересно узнать о победном "Шансе": о чем этот фильм и какая изюминка, на твой взгляд, поразила жюри "Кустендорфа"?

Конкурс был очень сильный, отборщик фестиваля - Дуня Кустурица, дочь Эмира, на мой взгляд, у нее хороший вкус и интуиция. На фестивалях, зачастую, что-то нравится больше, что-то меньше, но здесь вся программа создавала целостное ощущение. Мне было интересно смотреть и как зрителю, и как профессионалу. Уже после награждения ко мне подходили члены жюри и говорили массу приятных вещей. Наиболее ценным для меня комплиментом стали слова о том, что в работе есть душа. Мне кажется, это и есть та самая изюминка. Мой фильм о том, что человек верит в свой шанс изменить в своей жизни что-то к лучшему, верит, что все еще впереди и многое можно исправить. Это фильм об одиночестве и о беззащитности человека перед жизненными обстоятельствами, но самое главное, что в противостоянии этим обстоятельствам, героиня не теряет оптимизм и веру. Ее и зовут Вера.

   

 


Как ты  считаешь, видели ли остальные участники фестиваля, серьёзного соперника в юной, миловидной девушке, приехавшей из страны "медведей и водки"?

У сербов нет представления о России как о стране "медведей и водки", ведь культуры наших стран слишком близки. Это же не американцы (смеется). Тем более, сам Эмир прекрасно говорит по-русски и очень любит Россию. Насколько я знаю, не так давно он принял православие, так что у нас очень много общего. Номинанты фестиваля короткого метра в основном молодые ребята, находящиеся в начале творческого пути. И я не думаю, что у них существуют какие-то предубеждения насчет того, как должен выглядеть режиссёр. Оценка серьёзности конкурента происходила, скорее, после просмотра его работы. Было очень интересно сначала знакомиться с ребятами, а потом смотреть, что они делают, ведь "Кустендорф" - конкурс короткого метра, работы свободны от каких-либо задач коммерческой успешности. Режиссеры вольны в выборе сценария, языка повествования, стилистики изображения. Такие работы зачастую могут сказать об авторе больше, чем автор о самом себе. Но были, конечно, и более "формальные" фильмы.

Какое впечатление осталось от "Кустендорфа" и мэтра Кустурицы?

Впечатления просто чудесные (смеется). Кустендорф – это гостиничный комплекс, построенный Эмиром Кустурицей несколько лет назад, собранный из деревенских домиков и фактически являющийся деревней. Очень забавно, года 4 назад я ездила в Черногорию, и при общении с местными жителями впервые узнала об этом месте. Мне настоятельно советовали посетить Кустендорф как туристу, и я даже подумать не могла, что когда-то поеду туда в качестве режиссера для участия в конкурсе. Деревня расположена в горах, рядом с железной дорогой, которую Кустурица снимал в картине "Жизнь как чудо". Дома – это реальные деревенские избы, являющиеся памятниками сербского зодчества, собранные Кустурицей по всей Сербии и установленные в этой деревне на фундамент. Названия всех улиц, площадей, заведений Кустендорфа - фамилии и имена режиссеров, которым Кустурица отдал таким образом дань уважения. Там есть площади имени Тарковского и Никиты Михалкова, улицы Бергмана и Джармуша, улица Феллини – самая большая, почти проспект, есть даже ресторан "Висконти". Кустендорф можно назвать островком свободы, ведь в Сербии, как известно, не самая простая политическая ситуация. У Кустурицы всё самобытно – на территории комплекса даже запрещена любая продукция компании Кока-Кола. Ребята, соскучившиеся по Спрайту, тайком пронесли его на территорию, и пили втихаря. Правда, думаю, скорее из уважения к Кустурице, чем из опаски какого-либо наказания (смеётся). Вместо Колы продается сок, который производит Кустурица, называется "Фруктовая революция": с одной стороны упаковки - портрет Кустурицы, с другой - Че Гевары. Неспроста, в Кустендорфе многие называют Эмира "команданте". На фестивале был концерт сербской группы Белградский Синдикат – в одной из песен, они как-то "прошлись" по одному из ведущих политиков, который как раз присутствовал на концерте – это было открытие фестиваля. Он сделал вид, что всё нормально. Потом сами исполнители уже в баре рассказали, что если бы подобное случилось в другом месте, то обернулось бы для них большими проблемами. Но на Кустендорфе всё это сходит с рук, там царит атмосфера свободы и веселья. После окончания фильмов и ежедневного завершающего программу концерта все собираются в единственном кустендорфском баре: участники, гости, сам Кустурица со своей семьёй, члены жюри. Общаются, танцуют, пьют ракию – в общем, атмосфера там неформальная. И очень позитивная.



Выглядит, действительно, впечатляюще. А как теперь, после посещения свободолюбивого Кустендорфа с его авторскими фильмами, ты относишься к более коммерческим конкурсам? "Оскару", например.

Я пока не была на "Оскаре".

Хотела бы?

А кто бы не хотел (смеётся)? Просто авторское кино мне ближе, понятнее. По большому счету, коммерческое и авторское кино – это две вещи, которые невозможно сравнивать. Мы же не сравниваем комикс, журнал Vogue, бестселлер "Код да Винчи" с томом Достоевского, на основании того, что и то, и другое и третье – печатные издания. Я не хочу сказать, что отрицательно отношусь к коммерческому кино, просто это абсолютно разные вещи. Для того чтобы определить в чём разница, мне кажется, достаточно ответить на вопрос: для чего? С какой целью Кэмерон снял «Аватар»? И с какой целью Тарковский снял «Зеркало»? И всё сразу становится на свои места. Последняя высокобюджетная американская картина, которую я посмотрела - "Трон". Я сходила в кино, развлеклась, получила массу удовольствия и весело провела время – этот фильм и сделан для того, чтобы я заплатила 350 рублей, и пошла развлекаться на 1,5-2 часа. Как на аттракционах. Для того чтобы от авторского кино получать удовольствие, нужно быть в теме.

В каждой сфере деятельности есть свои гуру. Скажите, какие современные режиссеры являются примером или идеалом именно для тебя?

Сложно выделить кого-то. У одного режиссера нравится одно, у второго - другое. Так можно почти всех ведущих режиссеров перечислить – они все хороши, оттого они и есть те, кто есть. Мне нравятся Коэны – во-первых, здорово, когда режиссер ещё и автор сценария, и в идеале ещё и монтажёр, во-вторых, я люблю смешное кино. Нравятся режиссёры с чувством юмора. И, конечно, Чарли Кауфман – он пишет что-то совершенно потрясающее. Я даже представить себе не могу, что у него происходит в голове. Нравится самобытность Кустурицы, его позитив.

Кустурица стал нравиться именно после Кустендорфа?

Нет, всегда был интересен. На мой взгляд, это великий человек, а после личной встречи и знакомства с ним могу с уверенностью сказать, что не разочаровалась, а только уверилась в этом. Вообще, я могу наговорить в его адрес много комплиментов (смеётся).

 

 


Давай теперь немного абстрагируемся от фестиваля и поговорим о тебе. Соня, насколько я знаю, ты училась в Кембридже, но пришла во ВГИК: на такой кардинальный переход решатся не многие. Что мотивировало тебя сменить экономику на творчество?

Ну, это был не такой уж резкий шаг: я же не 20 лет занималась экономикой, была менеджером или бухгалтером, а в одни прекрасный день проснулась и решила поменять свою жизнь. Начнём с того, что я, окончив 56-ю школу, поступила в МЭСИ на специальность математические методы в экономике. Параллельно год проработала в банке. Вскоре поняла, что мне это всё не интересно. После третьего курса поехала в Кембридж учить язык. Я не могу сказать, что с детства мечтала стать режиссером или поехать в Кембридж: просто жизнь сама так сложилась. Год, проведенный в Англии, дал возможность отключиться от всего привычного и понять, что я действительно хочу. После этого я приехала в Москву и поступила во ВГИК. Доучилась в экономическом – мне это в плюс ставят. Я сметы считаю хорошо.

Ты целенаправленно шла во ВГИК к Соловьёву?

Нет. Сначала я поступила к другому мастеру. Люди, которые более осведомлены в мире кино, обычно поступают к какому-то конкретному мастеру, я же просто шла во ВГИК, не зная про наличие мастерских, мастеров и, соответственно,  разных методик обучения. Мало того, я даже не знала, в чём разница между ВГИКом и ГИТИСом. Поэтому до учёбы у Соловьёва была студенткой другой мастерской, к нему же восстановилась после академического отпуска. По большому счёту, это тоже некая случайность, в жизни очень многое происходит случайно. В тот момент были две параллельные мастерские – Сергея Соловьёва и Алексея Учителя. Мой педагог по технике речи настоятельно советовала: "Нужно идти к Соловьёву - там отличная мастерская, не пожалеешь!" Думаю, она оказалась права. Хотя, никто не знает, как сложилась бы моя жизнь, сделай я другой выбор.


В одном из интервью Сергей Соловьёв сказал о том, что картина "Одноклассники", сценаристом и главной героиней которого ты стала, о любовном треугольнике. Были ли подобные треугольники или другие геометрические фигуры в твоей жизни?


У нас с Соловьёвым разные взгляды на то, о чём эта картина и о чём сценарий. Я писала про одно, Соловьёв прочитал про другое – но это естественно, каждый видит то, что ему близко, то, что он чувствует – это очень индивидуально.

Свою фигуру я бы сравнила с кругом: я в центре, а все остальное на окружности и кружится, кружится.

По поводу треугольников: думаю, в жизни все гораздо сложнее – треугольник слишком простая фигура – всего три угла. Жизнь скорее похожа на молекулярные сетки с огромным количеством углов и центров, соединенных между собой. Все они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Свою фигуру я бы сравнила с кругом: я в центре, а все остальное на окружности и кружится, кружится. У меня не мания величия, просто, на мой взгляд, так ощущает себя каждый человек. Отсюда и выражение – пуп земли (смеётся).

 

 


А как обстоят дела с "любовным кругом" на данный момент?

Меня такие вопросы очень смущают (смеётся). Если Вас интересует мой официальный статус, то в социальных сетях он звучит следующим образом – "есть друг".

Ты красивая многообещающая актриса и режиссёр, с недавнего времени твоя жизнь стала неразрывно связана с публичностью. Интересно услышать мнение о светской тусовке ещё "свеженького" её участника.

Не могу сказать, что являюсь активным участником светской жизни. Это слишком громко сказано. Я посещаю какие-то мероприятия, но в 95-ти процентах случаев они связаны либо с кино, либо с приглашением от друзей. Например, на фильм "Трон" меня пригласила Маша Андреева, на фильм "На крючке", который я посетила вместе с Аней Соловьевой, - Костя Крюков.

А какие места Москвы ты сама любишь посещать? Где, на твой взгляд, можно вкусно поесть, где встретить самых интересных персон столицы, и куда сходить в пятницу вечером?

Это сложный вопрос. Я люблю "Старлайт" - в центре, на Страстном бульваре, как раз недавно открыли новое кафе. Там 24 часа в сутки можно поесть что-то вкусное. Ещё мне нравится "Simple Pleasures", "Гудман" - там всегда очень вкусные стейки. Что касается клубов и баров - я не большой ходок туда, одним из последних "походов" была новогодняя вечеринка в баре "Белка". Поскольку они пригласили меня, Костю и Ари (прим. ред. Константин Крюков и Аристарх Венес), мы с Ари объединились и сходили выпить шампанского. Пообщались, встретили там знакомых – было весело. Что касается других мест, я несколько раз была на "Крыше", в баре "Rolling Stone". Но самый заманчивый вариант – сходить в "Пропку" в четверг, выпить там и повеселиться. На самом деле, я люблю трэш. Раз в полгода очень здорово, чтобы встряхнуться.

В так называемой "тусовке" можно найти настоящих друзей? С кем из звёздных персон ты поддерживаешь общение?

Я поддерживаю общение с определенными людьми, с которыми пересекаюсь в ходе совместных проектов. К ним можно отнести Костю Крюкова, Аристарха Венеса, мы вместе принимали участие в съёмках фильма "Одноклассники". С Машей Андреевой мы познакомились на съёмках для Vogue. Когда я её увидела, сразу поняла, что это стопроцентное попадание – я готовлю к съёмке полнометражный дебют "Всё просто", в сценарии есть персонаж, написанный будто бы специально для Маши. Также общаюсь с Равшаной Курковой – красивая девушка, харизматичная, с огромной силой воли. С ней мы познакомились на "Кинотавре". С Катей Волковой мы делали совместный проект. Катя была продюсером этой истории, а мне предложила стать режиссером одного из фильмов. Мы провели 10 дней в Крыму – это была специальная программа для детей Класс Мира – мы неделю работали с детьми, дети придумывали историю, а мы ее снимали с участием известных актёров. У меня в новелле снялись Равшана Куркова и Артём Ткаченко. Аня Соловьева написала музыку. Аня превосходный композитор. А Катя спела песню – написала музыку к стихам нашей героини – 14-летней девочки. Получилось очень нежно. Вообще, в работе намного интереснее пересекаться с людьми. Здорово что-то создавать вместе – это какая-то магия.

 

 


Как ты можешь охарактеризовать современную российскую киноиндустрию? Многие в этом вопросе явно склонны к пессимизму.

Я не считаю, что российская киноиндустрия плоха. Видно, что качество коммерческих фильмов повышается, по крайней мере, их производственная составляющая. Не могу назвать себя частым зрителем российских прокатных картин. В основном стараюсь следить за тем, что происходит в так называемом арт-хаусном кино. Не так давно смотрела фильм Романа Каримова "Неадекватные люди", про который мне рассказала Равшана Куркова. Они с Ткаченко снялись у Каримова в его втором фильме – Равшана говорила, что это новый интересный режиссёр. Когда увидела, что фильм вышел в прокат – решила посмотреть. Это такое "пограничное" кино, к которому можно, кстати, Коэнов отнести – оно, с одной стороны, авторское, но при этом развлекательное – хороший юмор, хороший сценарий, хорошая игра актёров. Примечательно, что бюджет фильма – 100 000 долларов, это очень мало. 300 000 потратили на маркетинг – но рекламы было мало – если бы было больше, то значительно большее число людей его бы посмотрело. Мне понравилась картина "Гоп-Стоп" – я посмеялась и получила массу удовольствия. К сожалению, картину в прокат не выпустили – побоялись. Из "новой волны" русских режиссёров мне ближе всего Хлебников – мне нравится его юмор, его взгляд на вещи. Кстати, фильм "Кошечка" очень любопытный. Ефремов там великолепен и история Стычкина – я смеялась до слёз. Мне кажется, мы, как обычно, просто не видим того, что у нас под носом. Но пока над кинотеатром "Октябрь" во всю длину будет висеть реклама фильмов типа  "Яйца судьбы", то, конечно, мы будем слышать, что у нас всё плохо.


Наше кино когда-нибудь достигнет голливудского уровня? И как ты считаешь, наши фильмы должны придерживаться западной концепции или сохранять российскую самобытность?


Авторским фильмам, безусловно, нужно сохранять самобытность. Подобные картины основаны на индивидуальности автора, а индивидуальность автора так или иначе связана с его происхождением. Что касается коммерческих фильмов – нужно задуматься о качестве сценариев в самую первую очередь. Все прокатные истории, которые я видела "проваливаются" уже на стадии сценария – потому что это высосанные ситуации и абсурдные диалоги. Но, зритель, простите, хавает. Я не очень понимаю, что вы имеете в виду под "западной концепцией". Есть автор. Автору нужно на себя равняться. А инфраструктуре нужно повышать качество подготовки специалистов. Но, мне кажется, в этом направлении намечаются какие-то сдвиги.

В двадцать с небольшим сложно говорить о будущем. Но, все же, лет через 45 ты хочешь видеть себя знаменитым на весь мир режиссёром? Или мечтаешь спокойно жить в загородном доме, выращивать фиалки и вязать носки любимым внукам?

Я не люблю загадывать вперед. Но если пофантазировать, можно привести в пример Кустурицу – ему, правда, до 70-ти еще далековато. Он просто объединил для себя всё, что Вы выше перечислили, и, по-моему, вполне счастлив и гармоничен. Так что, судя по нему, нет ничего невозможного и несовместимого – остальное стереотипы. Важно быть свободным. Правда, это сопряжено с ответственностью, но оно того стоит. Главное – не бояться.

 

 

Фотограф: Роман Коновалов, архив Сони Карпуниной