Корзина
Нравится

Роман Каримов: "Хочется сделать фильм на грани"

17865
Роман Каримов:

Режиссер Роман Каримов, за 100 тысяч долларов создавший свой первый полнометражный фильм «Неадекватные люди», в 25 лет стал одним из самых молодых знаменосцев авторского кино в России. Параллельно с этим, любимец зрителей и торрентов взял гран-при фестиваля «Окно в Европу», дополнил свой послужной список картиной «Вдребезги» и успел составить критичное представление о фестивале «Кинотавр». Не имея режиссёрского образования, он может дать фору многим киноведам, время от времени делая плевок в сторону «старого истеблишмента».

Известно, что бюджет Вашей первой картины "Неадекватные люди" составил 100 тысяч долларов – это мизерная цифра для полнометражного кинофильма.

Фильм "Пыль" сделали вообще за 3 000 долларов.

Впечатляет, но как Вам удалось прорваться с таким маленьким багажом?

Наша картина камерная, и сценарий писался под этот бюджет: не было никаких погонь, крушений, которые бы требовали больших финансовых вложений. Действие фильма происходит в квартирах, на улицах. Мы, конечно, платили за локейшены, но все эти затраты вписывались в те 100 000 долларов, которые были предусмотрены бюджетом.

А как обстояли дела с продвижением?

Продвижения у нас как такового не было - сарафанное радио привело всех людей. Был очень хороший резонанс посредством торрентов, например, около 80% всех моих знакомых смотрели фильм по Интернету, а не покупали DVD и не ходили в кинотеатры. Не могу сказать, что у нас был успешный прокат: особенных благ с фильма мы не получили, скорее, приобрели какую-то репутацию. Продвижение нужно было делать сильнее, но это не моя  юрисдикция.

 

 


Каким бюджетом может похвастать фильм "Вдребезги"? Насколько сложнее или легче было снимать вторую полнометражную картину?

Со вторым фильмом было и проще, и сложнее: когда мы начали снимать "Вдребезги", были еще абсолютно неизвестными фильммейкерами. "Неадекватные люди" только через 9 месяцев должны были выходить в прокат, картина ещё не победила на конкурсе "Окно в Европу", то есть, не было вообще никакого резонанса. На тот момент мы пытались продвинуть "Неадекватных людей", и все дистрибьюторы, все каналы отказывались от нас. Единственная компания, которая захотела иметь с нами дело – наш дистрибьютор "Парадиз". Им понравился черновой монтаж, и они захотели узнать о других проектах, которые я хотел бы реализовать.  У меня был проект "Вдребезги". Я озвучил бюджет в 400 000 долларов. Цифру мы специально занизили, чтобы нам бюджет выделили.

После визита на XXII "Кинотавр" с картиной "Вдребезги" на Вашем официальном сайте появился комментарий: "Единственные хорошие вещи - это хавчик и возможность увидеться с коллегами по цеху. Ну и море". Неужели, кроме этих вещей, положительных моментов не было?

Ничего положительного на Кинотавре нет, потому что нет аудитории. Чтобы прийти и посмотреть фильм обычный житель Сочи должен заплатить не 150 рублей, а приобрести дорогую аккредитацию на весь фестиваль.  Все, кто сидел в зале - люди из киноиндустрии, конкуренты, коллеги, критики, которые спешат либо разнести тебя в пух и прах, либо, наоборот, под тебя "прогнуться". Например, такое впечатление сложилось у меня о фильме "Елена" (режиссер Андрей Звягинцев). Продюсеры картины работают отлично, они создали ореол того, что это фильм клёвый, и не любить его просто невозможно. Мне действительно очень понравился фильм, но когда я его смотрел, слева и справа от себя я видел спящих людей. При этом, им стрёмно было заявлять, что фильм не понравился, ведь он был в Канне  и это сам Звягинцев! Именно эта оторванность от настоящего зрителя вызывает у меня пренебрежение к "Кинотавру". Тем более, техническое обеспечение мест для демонстрации фильмов находилось на уровне сельского клуба. "Зимний театр" в Сочи сделан из камня, огромные потолки создавали почти пещерную вибрацию. Если в фильме полно спецэффектов и музыки, как в нашем фильме "Вдребезги", то все это превращается в невыносимую кашу, и очень давит на психику.

Мне кажется, приоритетной задачей для кинофестиваля должен быть показ фильмов, а не вечеринки с нескончаемой спонсорской закуской и выпивкой.

Мне кажется, приоритетной задачей для кинофестиваля должен быть показ фильмов, а не вечеринки с нескончаемой спонсорской закуской и выпивкой. Я считаю позорным, когда перед каждым фильмом тебя пичкают рекламой, которая превращает ощущение от искусства в попкорновый продукт. Что касается самой программы, изначально было понятно, что нельзя отправлять фильм "Вдребезги" на "Кинотавр". Это зрительский фильм, он предназначен для молодежи, а не для критиков и снобской аудитории старше 40 лет. Подбор фильмов – в основном, мейджоры, а не независимые компании. Если это молодой талант, то его продюсер – Алексей Учитель, если "короткий метр", то известный актер Иван Шахназаров или клипмейкер Михаил Сегал. Фильмы "Вдребезги" и "Бабло", на мой взгляд, были включены в программу для резонанса, ведь они абсолютно не подходят под формат кинофестиваля. Ни один серьезный фестиваль не вставил бы такие фильмы в основную программу. Скорее, можно было бы предложить какую-то параллельную программу, например, "Кино после 9 часов вечера" - сходите, посмотрите, поугарайте…

 

 


На пресс-конференции все того же "Кинотавра" журналисты постоянно искали в Вас и Вашем фильме какие-то минусы: не учли дресс-код, применили странную манеру съемки и т.д. Как Вы относитесь к подобной критике?

Если человек задает мне серьёзный вопрос – я нормально ему отвечаю, а если говорит откровенную ахинею - свожу все на трэш и юмор. По сути, в критике нет ничего страшного, другое дело, если она не обоснована и едка. Для большинства критиков подобное поведение - единственная возможность заявить о себе, возвысить свое униженное чувство собственного достоинства. Если ты такой умный - сходи и сними отличный фильм, мы все будем тебе аплодировать. А выйти и сказать, что фильм плохой, слабо аргументируя свое мнение, - может каждый.

В отличие от критиков, зрители Вас любят. Ваши картины собрали множество положительных отзывов, и  большое количество зрителей приходило в кинотеатры именно благодаря "сарафанному радио". Чем вызвана такая любовь зрителя?

Мы старались делать искренний фильм, соответствующий моему пониманию современной московской действительности. Многие шутки и ситуации, которые вошли в картину "Неадекватные люди", происходили либо со мной, либо с моими знакомыми в реальной жизни. Я старался не искажать и не утрировать эти события. Видимо, подобный уровень искренности понравился людям. Тем более, в фильме нет ни грязи, ни каких-то спекулятивных моментов - все было преподнесено в юмористической форме, плюс строго очерченные жанровые характеристики и "happy end". Я был очень удивлен, что фильм "Неадекватные люди" понравился практически всем, но ожидаю абсолютно противоположного эффекта от "Вдребезги". На мой взгляд, многие будут его ненавидеть, но абсолютно точно есть аудитория, которая будет обожать фильм. Мне, моей жене и друзьям  "Вдребезги" нравится несравнимо больше, несмотря на реакцию, прозвучавшую на "Кинотавре".

   

  


Многие актёры, принимавшие участие в съемках Ваших картин, попали в картину совершенно случайно. Как это случилось?

Главная приманка, будь то стадия вылавливания продюсеров, или актёров, которые соглашаются у тебя сниматься, - это сценарий, говорящий всем этим людям, что они участвуют в чём-то необычном. Пусть тебе не перепадет ни копейки денег, но ты сделаешь то, чего никогда не делал. В соответствии с этой позицией была найдена и компания "Парадиз", и Миша Кукушкин, и все те люди, которые помогали проекту. В принципе, актёры - народ обеспеченный, они могут себе позволить взять небольшой отпуск и посвятить себя съёмкам в проекте, который останется в памяти как нечто светлое. Мы предлагали сценарий "Вдребезги" очень многим известным актёрам, например, Серебрякову, Гармашу. Кто-то отказался из-за небольшого гонорара, кто-то считал, что сценарий для него слишком жёсткий. А такие люди, как Равшана Куркова, Артём Ткаченко, Ваня Николаев, Ник Дюбанов проектом заинтересовались.

Вы ожидали, что фильм "Неадекватные люди", снятый на голом энтузиазме, получит гран-при кинофестиваля "Окно в Европу"?

Не ожидал. У меня обо всех фестивалях было примерно такое же мнение, как о "Кинотавре", - кучка  людей, которые хлопают друг друга по спинке. Но на тот момент в Выборге жюри, видимо, было не подкуплено (смеётся). Я не думаю, что жюри подкуплено даже на "Кинотавре", но у каждого в голове ползают свои тараканы. Если бы в Выборге сидел Миндадзе, который  сидел в этом году в Сочи, вполне возможно, он не дал бы фильму "Неадекватные люди" главный приз. Так происходит всегда и везде  - конкретные люди решают конкретные ситуации. В Канне Клинт Иствуд даёт главный приз "Криминальному чтиву", а не Кшиштофу Кисьлевскому или Никите Михалкову. Понятно, что в этом есть доля субъективизма. Тарантино даёт главный приз документальному фильму американца Майкла Мура, сейчас Де Ниро дал "Пальмовую ветвь" "Древу жизни" Малика, который был освистан публикой в Канне. Доля предвзятости и политики есть всегда, этого не избежать.

 

 


Какую оценку можете дать Московскому Международному Кинофестивалю? За какие картины 33-й программы Вы болели?

Я никак не соотношу себя с ММКФ, для меня хватило того, что они сделали "Трансформеров" фильмом открытия (смеётся). Ничего страшного в этом нет, страшно другое: многие фильмы, когда-либо побеждавшие на ММКФ, абсолютно не соответствуют тому, что я называю качественным кино. Я не слежу за их программой, знаю лишь, что на фестивале показывали новую работу создателей картины "Пыль". Они представили свой следующий фильм не за 3 тысячи долларов, а за миллион восемьсот. Вот на это любопытно посмотреть.

Вы помните своё первое впечатление от так называемой кинематографической "тусовки"?

Всё очень индивидуально: есть люди хорошие, чьи принципы я  поддерживаю, а есть люди, которых  я откровенно презираю, потому что они занимаются не искусством, а зарабатыванием денег. Сейчас очень много селебритис, которые при своих баснословных гонорарах снимаются ещё и в рекламе. Например, Вера Брежнева. Неужели на корпоративах и концертах она не зарабатывает достаточно денег, чтобы не мазать подмышку дезодорантом перед камерой? Я считаю, что это унизительно!

С чего начинали, как оказались в режиссерском кресле?

У меня финансовое образование, получал его в Уфе. Мама поставила передо мной задачу: отучись, а потом делай, что хочешь. Как только я разделался с "вышкой", стал заниматься тем, что мне нравится. А нравилась мне музыка. Постепенно увлечение музыкой переросло в увлечение фильмами. Так я прошёл путь в тысячу километров, оказавшись в Лондоне. Сначала ты сочиняешь музыку для какого-то фильма, затем начинаешь писать маленький сценарий. Он оказывается плохим – делаешь лучше. Затем понимаешь, что из него можно сделать историю, и снимаешь короткометражный фильм. Люди видят твою работу, дают камеру получше, говорят, что ты молодец, делай ещё что-то. В конечном итоге ты просыпаешься с фильмом "Неадекватные люди" и думаешь: "Мне уже звонят продюсеры, страница в социальной сети постоянно обретает новых подписчиков, а с Днём рождения поздравили 100 человек!".

   

  


Зачем Вы поехали в Лондон? За деньгами и славой?

Нет, меня тошнило в родном городе - объём возможностей, который предоставляла Уфа, был мизерным. Я чувствовал, что нужно быть ближе к той лодке, в которой плывут люди, желающие делать интересные фильмы, интересную музыку. А в Уфе из-за низкого уровня жизни очень трудно "раскочегарить" людей. Когда ты получаешь 5 000 рублей, ты думаешь о выживании, а не о клёвых фильмах. Я понял, что единственный выход – поднимать свой уровень. Сейчас, будучи на московском уровне, не исключаю дальнейшей перспективы в Америке. У меня есть несколько предложений на малобюджетные фильмы в США, может быть, моя аудитория именно там. Здесь дистрибьюторы не могут заработать на том, что мои фильмы нравятся людям. Это целая индустрия, в Америке она поставлена на ноги, а у нас очень сильно хромает. Раньше я считал, что у нас нет хороших фильмов, а сейчас понимаю, что в России нет хорошего продвижения.  Мне кажется, либо здесь нужно менять ситуацию, либо уехать на Запад.

Сначала фильм с примесью сумасшествия, потом чёрная комедия с нечаянными убийствами. Как рождаются Ваши неординарные сценарии?

Я сам пишу сценарии, но рождаются они, когда ты видишь что-то на улице, что-то читаешь в газете и преобразовываешь в соответствии со своим видением. Например, Стивен Спилберг прочитает какую-то статью и снимет фильм "Инопланетянин", а Ларри Кларк по той же истории сделает фильм "Детки". Каждый режиссер трактует события по-разному, в зависимости от того, каким хочет видеть кино.

Предложение своей супруге Вы делали тоже неординарно?

Ситуация была очень интересная (смеется). Симпатию почувствовал практически сразу после того, как я познакомился с Ольгой на съемках "Неадекватных людей". Так как в моей жизни было много отношений, которые заканчивались очень странно и необычно, у меня уже к тому времени сложился образ идеальной девушки. Я точно знал, что должна делать моя девушка, а чего она делать не должна. Ольга абсолютно вписывалась в моё представление об идеальной жене. Дальше вопрос был чисто технический: мы сходили на свидание, преодолели постельную стадию. Я ей сказал: "Ты мне ужасно нравишься. Хочешь, с этих пор не будет никого, кроме нас двоих? Я не буду тебе изменять, не буду разводиться, мы будем вместе 24 часа в сутки. Как тебе?" Она ответила: "Чувак, ты мне нравишься. Без проблем!" С тех пор отходов назад не было, не было запасных вариантов - для нас есть только мы вдвоем. И так будет, надеюсь, до конца жизни. Я ни на секунду не пожалел об этом.

 

 


Давайте представим, что бюджет Вашей следующей картины, в отличие от предыдущих, безграничен. Чем бы Вы удивили киноманов?

На мой взгляд, нельзя иметь безграничный бюджет - я сам себе этого не позволю. Для меня вопрос престижа, чтобы мои фильмы окупались и приносили доход тем людям, которые в них вкладываются. Мне хочется, чтобы мои фильмы находили свою аудиторию, нравились зрителю и одновременно приносили заработок инвесторам.

А если говорить о реальных планах: какие творения Романа Каримова вскоре увидят свет?

Всегда есть какие-то проекты, есть, из чего выбирать. Хочется делать разное кино. Зачем мы живем? Чтобы изо дня в день делать одно и то же? Это скучно! Пусть Майкл Бэй делает "Трансформеров" - 4, 5, или Михалков "Утомленных солнцем" - 10. Мне это неинтересно. Я рассчитываю, что буду снимать один трэшовый проект для себя, а один, более мягкий, - для массовой аудитории, чтобы маме нравилось. После "Кинотавра" я увидел, что критики не поняли "Вдребезги", в то же время, ко мне подходили актёры и продюсеры, в один голос  твердившие про харизматичных персонажей, про свежую энергию. После всего этого у меня появилась злость по отношению к "старому истеблишменту". Хочется сделать фильм на грани, чтобы в творческом смысле им восхищались, а в плане содержания боялись даже трогать. Как Стоянов, который был в жюри "Кинотавра", по окончании фильма "Вдребезги" вскочил, схватился за голову и сказал: "Блин, да они совсем распоясались!".

 

 



Фотограф: Андрей Башлыков