На улице Тимирязевская находится старинный дом 1874 года постройки. В доме было две квартиры. В одной из них, если верить сохранившимся документам, проживал придворный садовник Александра II, «патриарх русского садоводства» Рихард Иванович Шредер. Другую же половину дома занимал Василий Робертович Вильямс, известный советский почвовед-агроном. В семействе Вильямсов, а с их легкой руки и во всей Москве, бытует легенда, что Василий Робертович приходился племянником известному писателю Джеку Лондону. Правнучка Василия Робертовича, Мария Вильямс, в одном из интервью рассказала, что родство с Лондоном не имеет никаких документальных подтверждений. В семейных архивах она находила фотографию писателя с его дарственной надписью, но по мнению Марии, это связано с попытками её двоюродной бабушки Веры Вильямс найти родственников в США. По словам Марии, Вера Вильямс была актрисой и поэтессой с тягой к приукрашиванию действительности.
Казалось бы, что дворы-колодцы — это особенность и прерогатива Санкт-Петербурга, но в Москве их тоже можно повстречать. Один из таких дворов находится по адресу Армянский переулок, дом 7, который известен как – доходный дом Абамелек-Лазаревой. Княгиня Елизавета Христофоровна Абамелек-Лазарева занялась строительством дома в 1899 по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова. Светлый цвет дома, наличие декора и изящная лепнина, придают ему, как отвечают исследователи, очень женский и кокетливый вид. Квартиры в доме сдавались в аренду жильцам, а подвалы под винные склады, с вырученных денег Абамелек-Лазаревская занималась поддержкой Армянской церкви.
Еще один двор-колодец можно найти по адресу Тверская, 6 с.6. Это, так называемое, Савинское подворье, построенное архитектором Иваном Кузнецовым в 1907 году. Стиль подворья, люди близкие к искусству, определяют как модерн с элементами барокко, но в старинных путеводителях его обозначали иначе: здание в претенциозно-теремном духе. История Савинского подворья крайне разнообразна - изначально здесь располагался доходный дом Савинского монастыря, из-за низкой стоимости квартир и больших площадей, это здание пришлось по вкусу деятелям кино. Например, здесь была студия Алексея Ханжонкова, существовавшая с 1907 года по 1920. Безоблачная жизнь подворья подверглась опасности в 1934, когда власти решили снести здание. В итоге, благодаря стараниям инженера Эммануила Матвеевича Генделя, подворье удалось сохранить, подвинув его на 50 метров в глубь квартала. Двигали здание ночью, когда все жильцы спали, но работа была проделана настолько идеально, что никто из них даже не проснулся.
Готический стиль – довольно редкое явление для Москвы, но все же его отголоски попадаются в архитектуре столицы. На Бауманской улице стоит, так называемый, Готический дом, которым владел Антон Фролов, о деятельности которого история, к несчастью, умалчивает. Можно предположить, что такой стиль для своего дома, Фролов выбрал в угоду исчезнувшей стилистике Немецкой слободы, где располагалось его жилище. Архитектором готического дома выступил Виктор Мазырин, поклонник всего потустороннего. Он устраивал спиритические сеансы, увлекался мистическими учениями, а себя считал «реинкарнацией строителя египетских пирамид». Мистический дух дома сохранился и по сей день. Его жильцы уверяют, что у дома крайне положительная аура, а еще, что здесь проживает домовой Прошка, любитель красного вина и пшенной каши.
На улице Ленинская Слобода около станции метро Автозаводская находится женская врачебная консультация. Ранее в этом двухэтажном здании из красного кирпича располагался вокзал станции Лизино, отсюда необычный вид и наличие декоративных элементов на здании. Особенно интересным в этой истории кажется происхождение название станции, которое появилось с легкой руки Николая Михайловича Карамзина. До выхода его повести «Бедная Лиза», окрестности, где позднее появилась станция, назывались Симоновой слободой, там находился Симонов монастырь, на территории которого расположился Сергиевский пруд. По преданиям, этот пруд был вырыт основателем монастыря Сергием Радонежским, его воды считались целебными, и верующие совершали паломничества к пруду, чтобы исцелиться от болезней. Героиня повести Карамзина, Лиза, жила в Симоновой слободе, но явно не разделяла общего мнения о пруде и его волшебных свойствах. Она решила там утопиться, а после выхода повести уже новые паломники приходили к пруду, чтобы своими глазами увидеть последнее пристанище Лизы. Пруд получил название «Лизин пруд», появился Лизин тупик, Лизина слободка и станция Лизино.
В доме 55 по Лесной улице, под вывеской «Торговля кавказскими фруктами Каландадзе» находится вовсе не фруктовый магазин. На самом деле, здесь во время Первой революции находилась законспирированная подпольная типография, занимающаяся созданием и распространением революционных листовок и газет. Благодаря конспиративным способностям создателей типографии, она не была обнаружена царской полицией, поэтому после революции здесь открылся музей, экспозиция которого в точности передает дух подпольной агитационной журналистики. Сохранилась витрина магазина и вывеска, вход в типографию через подвал, заставленный ящиками с фруктами, где на дне лежали листовки, комнаты рабочих типографии, печатная машинка, попасть к которой возможно через колодец для сточных вод..
Фотограф: Instagram
Автор: