Корзина
Нравится

Михаил Сегал о творческой свободе и отвращении к самому себе

16395
Михаил Сегал о творческой свободе и отвращении к самому себе

На фоне однообразия российского кино, безликих творений, примелькавшихся образов и скованности идей редкие исключения становятся особенно заметны. К этим исключениям, пожалуй, можно отнести режиссера Михаила Сегала. Любой материал, попавший в руки Сегалу, непременно становится тем, что выходит за рамки обыденности. Покинув режиссерский факультет ВГИКа на первом курсе, Михаил занялся производством клипов, зарекомендовав себя одним из лучших клипмейкеров России – он работал с Би-2, Ногу Свело!, с группой Ночные снайперы. Клип группы Сплин "Скажи" был признан победителем на церемонии MTV Russian Music Awards. Его дебютный полнометражный фильм "Franz Polina" снискал признание на многих международных фестивалях. Из последних достижений режиссера - книга прозы "Молодость" и фильм "Мир крепежа", победивший на "Кинотавре" в категории "Короткий метр".

На  22-м Кинофестивале "Кинотавр" Ваша картина "Мир крепежа" стала лучшей в "Коротком метре". Победа в основном конкурсе досталась ленте "Безразличие",  снятой 20 лет назад. Как Вы можете объяснить этот более чем странный выбор? Неужели за 20 лет не произошло никаких достойных прорывов в русском кино?

Парадоксальный ход жюри вполне объясним: желая сохранить высокую планку Гран-при на фоне "безрыбья" современного кино, было принято решение отдать главный приз фильму 1989 года, отреставрированному и дополненному сейчас. Но если причина лишь в статусе награды, честнее было бы первое место не присуждать вообще. С другой стороны, вряд ли можно сказать, что  конкурс "Кинотавр" полностью отражает картину сегодняшнего кино. У меня больше вопросов не к представленным картинам и жюри, а к отборщикам.

Что по Вашему мнению было лучшим на последнем "Кинотавре"?

Глотком свежего воздуха для меня стала картина "Упражнение в прекрасном" режиссера Виктора Шамирова. Он же сыграл одну из ролей. Это настоящее, хорошее кино. Неоднозначный, но всё равно хороший фильм Владимира Котта "Громозека". Среди других участников конкурса он выделялся ясной, человеческой позицией, эмоциональностью и, к сожалению, тем, что стал единственной неотмеченной картиной на фестивале.

Вы отправили короткометражку "Мир крепежа" на "Кинотавр", чтобы быть замеченными продюсерами, получить награду или проявить авторскую свободу?

Это был эмоциональный шаг. Просто придумал, снял и ни одному человеку не объяснил, почему это хорошо, и зачем я это сделал. Снял то, что было в голове, это был момент абсолютной творческой свободы.

 

 


Картина "Мир крепежа" снята без продюсеров?


После довольно долгого общения с "большими"  продюсерами,  наступает момент, когда независимость - лучшее, что может с тобой случиться. Не нужно просить деньги, доказывать, что твой сценарий хороший, объяснять причины, которые заставят зрителя прийти на твое кино.

Как складывается судьба фильма "Мир крепежа" после победы на "Кинотавре"?

Мы заключаем сейчас договор с "Future shorts" -  это самый известный международный прокатчик короткометражного кино и знакомый бренд для киноманов. Тем более что "Мир крепежа" - первая российская лента за долгие годы на этом фестивале.

Что нужно сделать для того, чтобы короткометражки вышли в широкий прокат?

Просто "прокатывать". Недавно в кинотеатре "Пионер" прошёл показ нескольких короткометражных работ с последнего "Кинотавра" - режиссёров Михаила Местецкого, Шоты Гамисония и Нигины Сайфулаевой.  Мало кому удалось попасть на просмотр, был назначен дополнительный сеанс. Яркий пример востребованности этого формата.

Популярность короткометражек сейчас налицо...

Потому что снять короткометражку, не имея бюджета, гораздо проще, чем  снять большой фильм. И если у тебя есть лаконичная идея, группа единомышленников, техника, то - вперед. Вот все и идут вперед.

Киноиндустрия не может существовать по каким-то очень грамотным рыночным законам в стране, где вся экономика не грамотная и не рыночная.

Ваша дебютная полнометражная картина "Franz+Polina" была показана в 2006 году на ММКФ .  Как Вам программа нынешнего ММКФ? Уровень российских кинофестивалей в целом?

В этом году я настолько ответственно отнесся к "Кинотавру" - посмотрел все фильмы, забыв о море, что на ММКФ, увы, сил не хватило. Что касается уровня кинофестивалей, то он напрямую зависит от того, насколько система этих фестивалей встроена в жизнь киноиндустрии. Если фестиваль ни на что не влияет - ни на кинорынок, ни на формирование общественного мнения, то он бесполезен. Люди просто здорово потусовались, а у победителя на неделю поднялось настроение. "Кинотавр" и ММКФ, каждый по-своему, формируют общественное мнение. Что касается других кинофестивалей, они представляют собой скорее панораму кино - доносят до зрителей в других городах те картины, которые им никогда не удастся посмотреть в прокате. В этом смысле их существование оправдано и очень важно. В Европе, и вообще в  мире, система кинофестивалей хороша тем, что они всё же влияют на формирование киношных тенденций, становясь частью киножизни.

Можно ли рассчитывать на что-то подобное в России?

Киноиндустрия не может существовать по каким-то очень грамотным рыночным законам в стране, где вся экономика не грамотная и не рыночная. По какой причине киноиндустрия у нас должна чем-то отличаться от других отраслей, быть образцово-показательной, сделанной по западному образцу? По формальным признакам она, конечно, ориентируется на Запад, и люди хотят сделать её по-взрослому, использовать правильные, разработанные в мировом кино схемы. Но кино не может быть островным государством и жить по своим замечательным законам.

 

 


Стоит смириться с качеством нашего кино?

Качество чего угодно всегда нужно оценивать по среднему уровню. Не надо оценивать ужасные вещи так же, как и гениальные. А средний уровень у нас неважный. И с ним мириться нельзя.

А как же стремление к лучшему?


Предсказать появление гениальных людей и идей невозможно. Но нужно поддерживать дебютантов и надеяться на переход количества в качество. Если в год  будет сниматься, например, 50 дебютов, то лет через 10 этот переход произойдет. Для того чтобы поддерживать дебютантов, нужно менять систему финансирования. Сделать распределение средств менее коррупционным, увеличить количество дебютов - и что-то непременно изменится.

Что произойдет, если вдруг скажут: "Режиссеры, вот вам деньги!"?

Возможно, окажется, что король голый. Думаю, наличие экономических проблем - спасительная ситуация для многих творческих работников. Это, как в политике, в оппозиции: когда доходит до дела, многим нечего предложить.

Одна из самых сильных мотиваций к творчеству, как и любому действию - отвращение к самому себе.

Кто такой Михаил Сегал в отечественном кинематографе?

Я мечтаю в спокойном режиме снимать свое кино. Как, думаю, и любой другой.

На Ваш взгляд, стоит постоянно  думать о конкуренции?

Конкуренция - это приятно, а зависть - ещё лучше. Зависть - самый главный критерий восхищения произведением.  Смотришь кино  и думаешь:  "Это должен был снять я. Почему в титрах не моя фамилия?".

Вы - один из самых успешных клипмейкеров, ваш дебютный полнометражный фильм снискал массу наград, короткометражка одержала победу, книга полюбилась читателям. Что дальше?


Осенью я со своими товарищами планирую начать съёмки фильма. У меня набралось много рассказов. Хотим снять несколько коротких историй, совершенно независящих друг от друга и собрать в полнометражный фильм. Но он не будет тематическим альманахом про любовь, про войну или какой - то город.

Многие всемирно известные режиссеры находят вдохновение в депрессии...

Это интересно. Более того, думаю, одна из самых сильных мотиваций к творчеству, как и любому действию - отвращение к самому себе. Когда чувство недовольства или даже ненависти к своей персоне достигает апогея -это очень конструктивно. Внешняя противность не заставит почесаться, работать на преодоление.

Как Вы считаете, любовь спасет мир?


Напишите, что этот вопрос поставил меня в тупик.

Текст: Aлександра Полянская

Фотограф: Владимир Долгов