Корзина
Нравится

JEKKA о симбиозе науки и музыки, трансе и фольклоре

JEKKA о симбиозе науки и музыки, трансе и фольклоре

Ее называют электро-поп-дивой и открытием в российской электронной музыке. Она — певица и композитор. А этим летом ее ждут на Young Blood Stage фестиваля Skolkovo Jazz Science.

- Не кажется ли вам странным объединение джаза и науки?


Отнюдь. Мне кажется, симбиоз науки и музыки задумывался на небесах. С одной стороны, музыка очень близка к математике, в первую очередь из-за счета и ритмики. С другой стороны, музыка очень сильно влияет на состояние человека. Звук быстрее всего отражается на . Услышим грохот — сразу срабатывает рефлекс отпрыгнуть. Музыка очень сильно влияет на обучаемость, развитие способностей людей в совершенно другой среде. Этот феномен до конца так и не изучен, так что наука вполне может заняться и джазом.


- Почему в современном мире вы вдруг обратились к фольклору?


Городская среда сама по себе очень шумная. Мы все время находимся в окружении шумов, в то время как в деревне (назовем условно так это пространство) преобладает тишина, а в центре жизни человека и уклада, звуковой культуры находится голос. Это то, что меня привлекает в фольклоре. 


В прежние времена с детства все люди учились петь: было обыденным встать и петь, умываться — и петь, работать — и снова петь. Практически каждое действие или событие, не говоря уже о тех, что имели ритуальное и обрядовое значение, сопровождалось соответствующей песней — от колыбельной до похоронного плача. Весь цикл жизни, таким образом, параллельно проходил и в песенном измерении. Мне стало интересно попытаться соединить эти два мира, при условии, что второй, фольклорный мир уже практически не существует. Получится ли переложить фольклорные ритуалы на сегодняшний день, на наши , переходные моменты? 


Об этом, кстати, мой новый альбом (альбом #ГОД выйдет в конце 2017 года, – прим. редакции). В нем город получился этаким шумным зверем, а фольклор — это голос, который возвращает во внутреннюю тишину, такой внутренний стержень, что не дает расщепляться. Из-за огромного количества информации вокруг, отвлечений на смартфон, мейлы, экраны — внутри нас тоже много шума, суеты, иногда бывает сложно сосредоточиться. Для меня фольклор, голос — это поиск внутренней тишины.

 

 

- Насколько это состояние внутренней тишины при помощи голоса соотносится с трансом? На ум сразу приходит медитация…


Мне кажется, что транс — это какая-то высшая степень достижения просветления, поэтому скорее нет, чем да. В некотором роде, песни действительно могут быть медитацией: колыбельная — очень яркий пример.


- Готов ли современный слушатель к восприятию такого стиля?


Фольклор у нас пока еще сложно воспринимается в каком-то новом виде. Во многом из-за стереотипов: кто-то считает, что фольклор должен быть сугубо аутентичен, без добавления инструментов, а иначе он теряет легкость. Хотя с фольклором экспериментируют довольно давно и успешно многие композиторы, да и современные музыканты, тот же Старостин или Инна Желанная. Я обратилась к фольклору еще и потому, что заметила, как интересно иностранные музыканты прибегают к использованию сэмплов азиатских, латинских, африканских гармоний инструментов, умело вплетая их в электронные аранжировки. Забавно, что у нас фольклор сейчас воспринимается как нечто экзотическое, даже андеграудное. Сложилась парадоксальная ситуация: скажем, в селе техномузыка никого не удивит, а вот фольклор вряд ли услышишь. Так что есть над чем работать.


Фотограф: Фотографии предоставлены Фондом «Сколково»

Автор: Полина Горбачева