Корзина
Нравится

Ричард Хэмблтон в ММСИ

18474
Ричард Хэмблтон в ММСИ

В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре открылась выставка легенды нью-йоркского стрит-арта 80-х Ричарда Хэмблтона. Кураторами ее выступили молодые джетсеттеры Энди Валморбида и Владимир Рестуан-Ройтфельд. Если кто не в курсе, Энди - наследник империи Lavazza Coffee,большой друг Пэрис Хилтон, Линдси Лохан и доброй половины Голливуда, а Владимир приехал вместе с мамой, Карин Ройтфельд , главным редактором парижского Vogue. По такому случаю весь цвет московского общества собрался взглянуть на мрачные экспрессионистские кляксы в форме таинственных незнакомцев, угрожающе нависающие с холстов.

Ричард Хэмблтон — американский "поп-экспрессионист", экспериментатор-интеллектуал, крестный отец современного стрит-арта — художник, который в 80-е годы потряс Нью-Йорк своими провокационными акциями. Он повлиял на художественное сознание нескольких поколений и вместе с коллегами по цеху Жан-Мишелем Баскиа и Кейтом Хэрингом вошел в историю современного американского искусства. В отличие от них, Ричард Хэмблтон преодолел героиновую зависимость и остался в живых, что кажется чудом, учитывая тот рок-н-ролльно-звездный образ жизни, который вели американские художники 80-х. Ныне Хэмблтон, обласканный вниманием поклонников его таланта, вроде Джорджио Армани, снова активно выставляется и работает.

Вот уже 20 лет художник ведет довольно уединенный образ жизни в своей мастерской в Нижнем Ист-Сайде на Манхэттене. Его работы с улиц давно перекочевали в галереи, на выставки, в частные собрания. Со времен бурных 80-х Хэмблтон успел создать целый ряд новых работ и персонажей — от солдат до ковбоев Мальборо. Одна из последних произведений — серия “Beautiful Paintings”, выполненная на металлических листах, демонстрирующая неожиданный визуальный эффект из сочетания цвета и света.

В экспозиции представлены 35 работ художника, 15 из которых впервые демонстрируются публике.  Хэмблтон, выпускник Института Искусств Сан-Франциско, предпочитал мастерским общественные пространства и свой путь к славе начал с городских улиц. В 1976 году родилась его первая громкая серия работ под названием "Криминальные сцены" (“Crime Scenes”). В течение трех лет в разных городах появлялись "художественные" имитации убийств — изображения на тротуарах и мостовых силуэтов человеческих тел, будто обведенных мелом, с красными пятнами краски. Пресса негодовала, а первой реакцией невольных зрителей был шок, к чему и стремился художник — эмоциональная реакция зрителя, не важно, восторг или отторжение. В своей знаменитой уличной серии “Shadowman” Хэмблтон эксплуатировал типичные для урбанистической среды страхи — боязнь незнакомцев, темных улиц. Его изображенные на фасадах домов люди-тени подстерегали зрителя в самых неожиданных местах — за углом, в конце аллеи, на парковке. Темные экспрессивные силуэты появлялись на улицах Нью-Йорка, Лондона, Рима и даже на поверхности Берлинской стены. Художника несколько раз обвиняли в общественном вандализме, хотя он ни разу не был пойман на месте "творчества". В оправдание Хэмблтон лишь объяснял, что появляющиеся изображения — всего лишь форма самовыражения в условиях мегаполиса. По словам художника, он не намеревался выразить что-то конкретное изображаемой фигурой, смысл каждому силуэту должна была придавать реакция зрителя и воображение. Диалог со зрителем, эмоции прохожих — самая важная составляющая понимания творчества Хэмблтона.

Погрузиться в эмоционально агрессивное, насыщенное черным цветом творчество Хэмблтона пришли: Валентин Юдашкин, Михаил Каменский, Марианна Сардарова, Николай Цискаридзе, Виктор Бондаренко, Екатерина Дробыш и многие другие.