Корзина
Нравится

Разноцветные тазики и бесконечная ризома на выставке Фабриса Ибера "Бессмертные"

7427
Разноцветные тазики и бесконечная ризома на выставке Фабриса Ибера Бессмертные

В Фонде "Екатерина" открылась выставка Фабриса Ибера "Бессмертные". Фабрис Ибер, знаменитый французский художник, математик по образованию, изобретатель "гомеопатических картин", обладатель "Золотого льва" Венецианской биеннале и выдающегося чувства юмора, привез в Москву самую нескучную выставку. На месяц она превратит респектабельное пространство Фонда "Екатерина" в подобие детской игровой площадки, разве что играет Ибер совсем недетскими философскими понятиями и социальными феноменами.

Критики представляют творчество Фабриса Ибера в виде гигантской ризомы, нелинейной структуры типа корневища растения, в которой нет ни конца, ни начала, ни общего организующего принципа. Художник использует живопись, графику, инсталляцию, скульптуру, видео и перформанс, и каждая работа кажется промежуточным звеном между последующей и предыдущей. На выставке - так же: линии с картин перескакивают на стены, разноцветные пластмассовые тазики с пола перемещаются на головы зрителей, все течет, все смеется, ничему нет конца.

Свои объекты Ибер называет  "POF" (Prototypes d'Objets en Fonctionnement — Прототипы Действующих Объектов). С их помощью он искажает назначение повседневных вещей и подвергает насмешке их привычное восприятие человеком. Жизнерадостные сверкающие картины Ибера похожи то ли на заметки в блокноте с многочисленными подписями, то ли на красочные инструкции к магическим ритуалам. Картины настолько позитивны, что даже гигантский "Череп" с надписью "foule" (толпа) на носу улыбается и заражает оптимизмом. В творчестве Фабриса Ибера, несомненного наследника традиций сюрреализма и дадаизма, очень много неподдельного и живого смеха, тем не менее, он имеет дело с сакральным. Глиняный человек навевает мысли о големе или глиняной армии китайского императора Цинь Ши-хуанди. Надувной мишка-скафандр, матрешки-саркофаги, квадратные футбольные мячи, пластмассовые тазики, тонкий красный трос, протянутый сразу через 2 этажа, человек, сделанный из овощей и фруктов (кивок в сторону Арчимбольдо), - все это о таинстве творения, о жизни, смерти и абсолюте. Глядя на весы с тремя чашами, вспоминаешь о триединстве божественной сущности. Впрочем, творчество Ибера открыто любым гипотезам. Его еще называют "ментальным протезом, расширяющим мысль с помощью тела".

Вернисаж выставки удался, хотя вряд ли все посетители задумывались о различиях тела земного и тела  Эйдоса, глядя на красочные иберовские сториборды. Ольга Свиблова каталась на на интсалляции как на качелях, от объекта к объекту весело бегали дети, а модные интеллектуалы с удовольствием фотографировались на фоне тазиков. На выставке также были замечены: Пьер Броше, Аннушка Боше, Серж Головач, Александр Шаталов, Елена Пантелеева, Александр Добровинский и Леонид Тишков.

Творчество Фабриса Ибера, по словам его самого, призвано исследовать огромный резервуар возможностей": "Для меня очень важна свобода изобретать всевозможные жизненные стратегии и способы выживания – в своих собственных действиях в качестве художника и в зрительском восприятии. Вот почему я так внимательно слежу за последними философскими и научными исследованиями. Я ставил перед собой задачу показать и доказать нашу способность представлять себе, в качестве гипотезы, все варианты собственного поведения  и их последствия. Как если бы таяние льдов или спуск ледника обнажали археологию наших личных историй и желаний. Я делаю это для того, чтобы вызвать к жизни другие виды будущего – путешествие во времени или даже бессмертие. В этом путешествии в Россию мне хочется представить свободу изобретения возможности жить и выживать, о которой я рассказал выше…."

Биографическая справка. Фабрис Ибер родился в 1961 году в Вандее. Получив математическое образование, он поступает в Высшую национальную школу изящных искусств в Нанте. По окончании он практически сразу приобретает известность  благодаря ироничной и ни на что не похожей работе. В течение 20 лет работы в искусстве Ибер "балансирует" между рисунком, живописью, скульптурой, инсталляцией, видео, используя виды материала и техники, несвойственные для художника. Начиная с 1986 года Ибер регулярно выставляется в галереях Arlogos (Нант) и Froment-Putman (Париж). Принадлежа к числу художников, чье творчество напрямую связано с социальной жизнью человека, он создает так называемые POF (Prototypes d'Objets en Fonctionnement – Прототипы Действующих Объектов). Художнику тесно в ограниченном стенами пространстве, а потому он выносит инсталляции на улицы Парижа и Токио, устраивая "К’ибер–ралли" (C’hyber rallyes), смысл которого состоит в поисках POFов. К проекту привлекаются тысячи участников, которые, следуя подсказкам  и отвечая на вопросы, отыскивают "сокровище". Таким образом, Ибер устанавливает своеобразную связь между искусством и публикой.

Выставка открыта 8 сентября - 3 октября

Фонд Культуры "Екатерина"
Большая Лубянка, 5

Автор: Эльвира Тарноградская