Корзина
Нравится

Открытие Основного проекта 4 Московской биеннале

24696
Открытие Основного проекта 4 Московской биеннале

Основной проект 4 Московская биеннале современного искусства открылся под лозунгом "Переписывая миры". Исследование многочисленных технологий "креативного переписывания", призванное подчеркнуть безграничные возможности творческого начала художника, обернулсь еще и метафорой нередуцируемости человеческого сознания и реальности. В центре дизайна Artplay было чрезвычайно многолюдно, экспозиция превратилась в муравейник и "сад расходящихся тропок" одновременно.

Куратор прошлой Московской биеннале Жан-Юбер Мартен, мастер визуальных эффектов и неожиданных сопоставлений, своей выставкой заставлял зрителя смотреть, не отрываясь. Нынешний куратор Петер Вайбель, специалист в области медиа-арта и цифровых технологий, создал аттракцион, ориентированный на все органы чувств. Экспонаты мерцают, пишут, из них слышатся сдавленные шепоты и мучительные крики, а некоторые требуют не только размышления, но и определенной последовательности действий.

Экспозиция в Artplay не просто зрелищна, она вовлекает зрителя как соучастника, соблазняет его, заставляя себя трогать, подглядывать ("Стальной путь" Кристофа Шлингензифа), ловить, печатать на пишущей машинке ("Жизнеписец" Кристы Зоммерер и Лорана Миньоно), кланяться, подслушивать (инсталляция Сьюзан Хиллер "Свидетель") и даже раздеваться. Тема "переписывания" раскрыта широко: от движущейся по стене проткнутой карандашом руки ("Манифест" Томаса Фойерштейна), чьи угольные следы фиксируют биржевые показатели, и упражнений на тему возникновения изображения на сетчатке глаза ("Знак морского горизонта" Ясухиро Судзуки) до вопросов переписывания истории, как личной, так и коллективной ("История взлетов и падений" Манабу Икеда).

Особенным успехом пользвалась одна из инсталляций московской группы Electroboutique (Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин), представляющая собой огромный противогаз, на визоре которого расположился экран. Зритель, стоящий на небольшом расстоянии от инсталляции "Большая зеленая голова", наблюдает свое собственное изображение на визоре противогаза в окружении виртуального апокалиптического пейзажа, среди обломков и пылающих руин. Однако, стоит смелому зрителю раздеться, как пейзаж на экране из декораций конца света превращается в залитый солнцем летний сосновый бор. Для непонятливых рядом с инсталляцией приклеена иллюстрированная инструкция. Смелых зрителей, предварительно подогретых шампанским на открытии Биеннале в ЦУМе, оказалось немало. Желающих посмотреть на смельчаков оказалось не меньше. Таким образом, группа Electroboutique смогла подарить любителям искусства не только эксгибиционистское, но и вуайеристское удовольствие.

На втором этаже одним из самых интерактивных объектов стала работа художницы индонезийского происхождения Тинтин Вулия под названием "Искус". На стенах и на полу в зале проложены дорожки из приклеенных макетов разнообразных паспортов, венчает инсталляцию детский игровой автомат типа "краб" с железным манипулятором и джойстиком, которым, как казалось когда-то в детстве, ты вот-вот вытащишь вожделенный приз. Только вместо мягких игрушек автомат наполнен книжечками паспортов разных стран. Зритель подходит, нажимает на кнопку и пытается вытащить паспорт железным щупальцем. Процесс затягивает. Художница, которая живет и работает одновременно в трех странах на трех континентах (Индонезия, Великобритания, Австралия), размышляет над тем,что "мы не можем выбрать, где родиться, у каких родителей, при какой политической обстановке", и заключает, что "в этой игре самое важное - удача".

Описывать подробно экспозицию Основного проекта Московской биеннале - все равно что портить другим удовольствие от просмотра остросюжетного фильма, заранее рассказав концовку. Впрочем, стоит сказать, что на выставке экспонируются работы как всемирно известных, так и начинающих авторов, большинство из которых никогда не привозили в Москву. Стоит попасть в Artplay хотя бы для того, чтобы увидеть работы Ай Вэй Вэя, Герхарда Рихтера, Клер Фонтэн и Шилпы Гупты.