Корзина
Нравится

Открытие выставки Никиты Алексеева "Бумажные часовни"

Открытие выставки Никиты Алексеева Бумажные часовни

17 декабря состоялось открытие новой выставки Никиты Алексеева "Бумажные часовни".

PAPER CHAPELS… БУМАЖНЫЕ ЧАСОВНИ…CHAPELLES EN PAPIER... Новый проект Никиты Алексеева развивает и  конденсирует эффект особой атмосферы, рождающейся вокруг работ на бумаге: текстов, графических серий, инсталляций, которые разделены здесь на двадцать отдельных зон – "часовен". Сам художник приписывает происхождение этой легкой и ненавязчивой эстетики  архитектурному стилю Гридчинхолла, в котором читаются конструктивистская любовь к простым ахроматическим материалам, большим окнам и пуристскому интерьеру. В продолжение архитектурной стилистики выставочного пространства Алексеев обустраивает вдоль стен двадцать тематических ниш, например: "Часовня фотосинтеза", "Часовня красных крестов", "Часовня чебуреков",  "Часовня ненужных денег" или "Часовня зимнего листопада". В отличие от реальной практики обустройства и функционирования часовни – небольшой церковной постройки без алтаря, без постоянного штата служителей, с приглашенными священниками, – в часовнях Никиты Алексеева не подразумевается никакой, даже эпизодической литургической активности.

Это капеллы музейного типа, какие существуют в огромных католических соборах, работающих как музеи. Все посвящения здесь уже задуманы, дарения осуществлены, службы отзвучали, и на долю нынешних служителей остается лишь замена цветов и восполнение листочков экспликаций, растаскиваемых туристами. Что же стоит за посвящениями этих часовен? Предоставив зрителю окончательное право ответа на этот вопрос (на двадцать версий ответа), отметим лишь, что в этом проекте автор остается верным себе, он продолжает вести сложную интеллектуальную игру со знаками, образами, ассоциациями и аффектами – с последними, пожалуй, в большей степени, чем в других своих работах. "…Знаки суть тени, играющие на поверхности тел", писал Жиль Делез в "Критике и клинике". Никита Алексеев это и воплощает. Каждая часовня обозначает это пространство аффекта, где акцентируется текучесть знака, его амбивалентность – условный характер и в то же время парадоксальная живость. Все, якобы имеющее здесь "метафизический" статус, на самом деле является результатом связи, воздействия, взаимовлияния, как снег и ветер влияют на листок бумаги, чья дрожь передается изображенному растению. Страстный путешественник и коллекционер путевых озарений, художник предлагает сейчас новое приключение. Такие произведения-авантюры Алексеев показывает уже с давних пор, если вспомнить его ранние альбомы и свитки "Путешествие Родины" и "Приключения черного квадрата". Теперь же перед нами разворачивается пространственно-временная сюита, маршрут которой выстраивается художником по аналогии с нишами и складками собственной памяти.