Корзина
Нравится

ŽEN d’АРТ. Гендерная история искусства в постсоветском пространстве

13657
ŽEN d’АРТ. Гендерная история искусства в постсоветском пространстве

ММСИ открывает сезон наболевшей темой женского дискурса. Современные женщины-художницы гнушаются красивеньких объектов, розового цвета и всеобщего благочиния, им милее пот, кровь, слюна и очень радикальные выражения своей женской идентичности. Каким еще непростым образом феминистская тема преломилась в искусстве постсоветской России, можно попробовать узнать из масштабной выставки в Музее на Петровке.

ММСИ открывает сезон наболевшей темой женского дискурса. Современные женщины-художницы гнушаются красивеньких объектов, розового цвета и всеобщего благочиния, им милее пот, кровь, слюна и очень радикальные выражения своей женской идентичности. Каким еще непростым образом феминистская тема преломилась в искусстве постсоветской России, можно попробовать узнать из масштабной выставки в Музее на Петровке.

Одним из захватывающих сюжетов постсоветской России стал гендерный дискурс. Слова "гендер" и "феминизм" появляются в нашем лексиконе одновременно со словами "перестройка", "демократия", "плюрализм".  На руинах советского строя возникают практики искусства, определившие эти новые качества общественного пространства.

Наравне с получившим широкое признание и уже вписанным в историю радикальным акционизмом, это и гендерное искусство, впервые представленное на этой выставке как художественное явление. Утверждение женского взгляда и проблемы взаимодействия полов в отечественном актуальном искусстве сопряжены со спецификой постсоветского контекста. Советская политика, уравнивая в правах мужчин и женщин, привела к андрогинному нивелированию половых различий в обществе.

На волне всеобщего интереса к гендерному искусству в начале 90-х складываются и начинают активно работать на базе университетских исследований организация "Идиома" в Москве и "Кибер-фемин-клуб" в Петербурге в центре искусств на Пушкинской, 10. Они становятся неформальными объединениями женщин-художниц и в отсутствие институциональной поддержки гендерного искусства разворачивают активную выставочную деятельность. В перспективе  коллективных тематических выставок художниц и художников, их персональных проектов раскрываются рост гендерного самосознания, развитие образности и проблематики гендерного искусства. Вслед за деконструкцией советских мифологем женское искусство переходит к исследованию телесного опыта и традиционно женских социальных практик, рефлексии конструктов женственности общества потребления, женский взгляд предлагает особую оптику реалий неолиберализма.

Выставка в Московском музее современного искусства является первой попыткой представить и исследовать двадцатилетний опыт российского гендерного искусства, ориентируясь на этапы его недолгой истории.  Музейное пространство располагает к воссозданию  фрагментов наиболее значимых выставок, что также позволяет сохранить первоначальный контекст репрезентации произведений в перспективе формирования языка гендерного искусства. В названиях разделов, составляющих выставку, нашли отражение основные термины гендерного искусства представленного периода: маскарад идентичностей, границы гендера, рефлексия культурных кодов, экзальтация материнского, археология ментального, уязвимость и другие. Тематическое деление вкупе с маркированием произведений исторической документацией, создает оптику для лучшего понимания гендерных аспектов художественного произведения. Произведения хорошо известных художниц и художников органично соседствуют с проектами, оставшимися до сих пор в тени истории и вместе формируют многогранную панораму постсоветского гендерного искусства.

Выставка открыта для посетителей с 4 сентября по 17 октября 2010 года