Корзина
Нравится

Амазонка авангарда. Ретроспектива Александры Экстер.

16139
Амазонка авангарда. Ретроспектива Александры Экстер.

Открытие ретроспективной выставки произведений Александры Экстер в Московском музее современного искусства – событие, которое трудно переоценить. Александра Экстер – одна из ярчайших звезд русского авангарда. Если учесть, что русский авангард - основной вклад России в сокровищницу мировых шедевров живописи, и ничего лучше в российском изобразительном искусстве до сих пор не случилось, такую выставку нельзя пропустить.

Экстер была неизменной участницей почти всех крупных выставок нового искусства – содружества "Бубновый валет" и "Союза молодежи", "№ 4", "Трамвай В", "Магазин", "5×5=25" и других. Передовое русское искусство начала XX века невозможно представить без произведений этой художницы – если их исключить, картина окажется неполной и  потеряет в своем своеобразии. С именем Александры Экстер связано такое принципиальное направление в истории русского искусства, как кубофутуризм – совершенно особый "русский" вариант футуризма, нашедший отражение в многочисленных абстрактных композициях, натюрмортах и городских пейзажах. Именно Экстер часто была проводником новых идей в русской живописи, именно она в течение многих лет знакомила отечественного зрителя с последними достижениями парижского авангарда. Подолгу живя в Париже, будучи в приятельских отношениях с Пабло Пикассо, Фернаном Леже, Робером и Соней Делоне, Гийомом Аполлинером и многими другими яркими фигурами той эпохи, Экстер пропагандировала их творчество в России.

Фигура Александры Экстер неотделима от триумфов русской театральной сцены: оформленные ею спектакли в московском Камерном театре – "Фамира Кифаред", "Саломея", "Ромео и Джульетта" – вошли в историю как подлинные шедевры, отмеченные ошеломляющей красотой костюмов и декораций. В историю искусства вошли и ее знаменитые костюмы марсиан для фильма Якова Протазанова "Аэлита". Кроме того, Экстер проявила себя как автор изысканных проектов женского платья и формы для Красной армии.

Случилось так, что, в отличие от многих современников и собратьев по новому искусству, у Экстер до настоящего времени не было серьезной выставки. Проект Московского музея современного искусства – первая ретроспектива Александры Экстер, позволяющая осознать творческие открытия этого ведущего представителя русского авангарда. В экспозицию вошли станковые произведения, графика, эскизы костюмов и декораций, а также уникальные авторские рукописные книги (livres manuscrits), которые никогда прежде не выставлялись. Впервые так широко представлено театральное искусство Александры Экстер – около 60 работ из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.

Куратор выставки – Георгий Федорович Коваленко, доктор искусствоведения, заведующий отделом русского искусства XX века НИИ РАХ и главный научный сотрудник Государственного института искусствознания. Коваленко – один из главных биографов Экстер и ведущий эксперт в области ее творчества, автор двух книг и многочисленных статей, опубликованных в России и за рубежом. Архитектор выставки – Борис Асафович Мессерер, известнейший художник и сценограф, президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы.

Открытие прошло с большим успехом. Подобной серьезной ретроспективе могли бы позавидовать и Третьяковская галерея, и любой серьезный европейский музей. Выставку посетили Владимир Познер, Белла Ахмадулина, Александр Юдин, Мирослава Дума, Виктория Газинская, Александр Шаталов и многие другие.
Выставка открыта: 29 мая – 28 августа 2010