Корзина
Нравится

Открытие выставки Алексея Трегубова "Кто это?"

8331
Открытие выставки Алексея Трегубова Кто это?

24 февраля в рамках программы "Дебют" Школы Московского музея современного искусства "Свободные мастерские" состоялось открытие выставки "Кто это?" художника Алексея Трегубова.

Проект состоит из 45 работ, выполненных масляной краской на зеркале. Изображения представляют собой вырезки фотографий из газет на политические и общественные-социальные темы. Проект "Кто это?" так же включает в себя  скульптуру,  которая состоит из соединенных между собой силуэтов, вырезанных из нержавеющей стали "суперзеркало", поверхность которого абсолютно зеркальна. Части скульптуры - точные силуэты персон политической и социальной жизни России. Силуэты соединены в один объект под разными углами таким образом, чтобы в них отражался свет, зрители, а сами фигуры отражались в друг друге.

В истории искусства зеркальное изображение никогда не было как таковым художественным методом, ни в натурализме, ни в фотореализме, ни даже в фотографии.  В известном смысле, зеркало - враг искусства, ибо его природа повторения, удвоения, подобия и иллюзионизма противоположна целям искусства. Здесь зеркало  парадоксально, служит не повторению, но исследованию, не иллюзионизму, но критическому осмыслению. Сам материал перестает быть носителем своей привычной функции, так как место двойника теперь может одновременно занимать и фигура-абрис отсутствующего/пропавшего в зеркале, и зритель, всматривающийся в эту зеркальную фигуру, и, наконец, другая отражающаяся фигура. Таким образом, и объект и субъект становятся отражениями друг друга и друг в друге.

Здесь нет однозначной точки отсчета, нет горизонта и нет ориентира, ибо это модель бесконечно удаленных друг от друг антропных форм - образов, подобно мерцанию масс-медиа, имеющих лишь зеркальную природу, вроде симулякров, описанных Бодрийяром.    

В серии "Газеты" мнимая достоверность и убедительность этого языка ставится дважды под сомнение: сначала переносом газетной полосы из своего тиражного печатного и обреченного на макулатуру состояния в бытие долговечного живописного произведения; затем, изъятием из того, что прежде было доказательством абсолютной подлинности такой части, без которой все изображаемое становится чистой фикцией.

Несмотря на кажущееся сходство – иные по содержанию трехмерные объекты, которые следовало бы назвать скульптурами, если бы не их природа плоскостной газетной полосы и фотокадра. Замечательное свойство этих фигур обратно "Газетам", а именно удерживать внимание на себе, а не на том, что они отражают. Ведь если зеркало привлекает, то конечно же, не собой, а тем, что или чаще кого оно изображает – нас самих. Так же обстоит дело и с тем, чем были эти фигуры – то есть фотографий в медиа: не сами они предполагали быть в фокусе читательского взгляда, а, конечно, то что они фиксировали. Здесь же зеркальная поверхность парадоксально служит обратному: мы мешаем сами себе, всматриваясь в эти фигуры, которые, снова парадокс, состоят, в сущности, из нас, из тех, кого они отражают, но в контурах тех медиа персон, к которым приковано наше повседневное зрительское внимание.

Странным образом, но в этих одновременно плоских и объемных кристаллах то, что призвано доказать реальность существующего и происходящего, становится материалом для доказательства обратного – эфемерности множащихся друг в друге отражений. Они возвращают себе свои же собственные образы, не отражая на самом деле никакой реальности. Они автореференциальны в том смысле, что их действительный референт утрачен (при этом сами они становятся референтом уже сугубо эстетической действительности). И поэтому, собственно, главный вопрос этой выставки – вопрос "кто это?" – оказывается уже вовсе не проблемой узнавания другого, но поводом вопрошания о себе."