Я думаю, бизнес-тренинги. Через них я продолжаю передавать людям свои ценности, ценности свободного самостоятельного человека. Это продолжение того, что я делала раньше, просто в другом формате. На втором месте, конечно же, книги. Все остальное – хобби, и телеведущая, и fashion.
Какие идеи или бизнес стратегии повлияли на вас, как на коуча и как на публициста?
Я увлеклась даосизмом после того, как начала стихийно выступать на радио и на телевидении, потом стала вести курс на MBA. У меня была идея, что человеку легче опереться на самого себя, если он хочет быть самодостаточным. Для этого нужно воспринять определенную философию. Дао лидерства - это то, что расширяет сознание. Когда я стала изучать философию даосизма, я поняла, что все мои идеи – это такое совмещение восточной философии подхода, "меньше двигайся, больше наблюдай и созерцай", и западных бизнес-стратегий. Я, будучи человеком очень активным, понимаю, что если сложить ножки крестиком и находиться в постоянной медитации, результата не добьёшься. Станешь нищим, где-нибудь на Гоа, обкуренный с ног до головы. Нужно расширять сознание без наркоты и при этом двигаться. Тогда эта идея совместить западные и технологические подходы к жизни с восточной проницательностью стала для меня очевидной. Это то, что я реализую в своей жизни, и даю это людям.
Какой подход для современного мира более адекватен - классический рационализм или философия случайности а-ля Нассим Талеб?
Думаю, что современный мир – это мир эклектики. Гений не тот, кто все знает, а тот, кто может из этого создать комплексный, гармоничный продукт. Это как создать дизайн квартиры – нельзя просто взять и сделать все в стиле ар деко или в классическом стиле, это примитивно. А вот попробуйте создать гениальную декорацию, состоящую из классики, минимализма, барокко и китайской мебели. Если вам это удастся, значит, вы очень творческий человек. Работает всё: и теория случайности, и теория хаоса, и теория интуитивного потока, и любые другие теории, которые могут войти с вами в резонанс, когда вы опираетесь на себя. Всё надо перерабатывать, и создавать свой собственный продукт.
Ваш личный практический рецепт - как победить страх неудачи?
Я заранее готова к любому результату и не иду на поводу у стандартов. Я человек, идущий к самому себе. Я готова к неудачам. Но я считаю, что моя мечта энергичнее, чем те обстоятельства, которые мне будут мешать. Поэтому, я всё делаю. Я преодолеваю препятствия до какого-то момента, но всё время себя слышу. Как только я чувствую, что моя энергия кончилась, а результата нет, я спокойно отхожу в сторону. Потому что это не мой поток. Значит, эта идея будет реализована тогда, когда появится соответствующий поток в мою пользу. И я ухожу. Теория очень проста: чтобы бороться с неудачами, не нужно их навешивать на себя. Нужно перевесить всё на космический поток – вы просто ошиблись потоком. То есть, подошли вы к стенке и попытались в ней сделать дверь, а она никак. Можно даже разбить себе лоб, а стенка-то останется. Отойдите, пройдет время, стенка сама разрушится.
А какие практические приёмы вы используете перед важными переговорами?
Я использую приёмы из самурайского кодекса бусидо. Два самурая сталкиваются в смертном бою, оба обладают абсолютным мастерством владения мечом, оба с двух лет машут этими мячами. Проиграет тот, у которого, хоть секунду будет замедленная реакция. Победит тот, кто умер заранее. Он готов умереть – ему всё равно, он не цепляется за жизнь, поэтому он - скала. Он свободен, и нет больше страха. Если ты хоть немножко цепляешься за жизнь, появляется страх, ты проигрываешь. Если вы идёте на переговоры и хоть немного цепляетесь за результат, тогда возникает страх. И как бы вы себя не накачивали, страх может вас подвести. Надо умереть заранее. То есть, с одной стороны, вы очень хотите получить что-то, а с другой стороны, вам наплевать. Вы за час до собеседования отдыхаете, слушаете любимую музыку, готовите себя энергетически.
Не надо готовиться лихорадочно, придумывать вопросы, на которые надо будет давать ответы. Это делается накануне. А вот за час до переговоров вы представляете красочно, что вы все просрали, причём с грохотом. То есть совсем. Представьте, как вам плохо, представьте, как начинает стучать сердце – это был ваш шанс, а вы его упустили. После этого, вы начинаете думать, что вы будете делать дальше. Например, три дня я буду пить. Потом я протрезвею. Потом жизнь надо будет налаживать. Дальше, я найду те компании, которые занимаются этим. В этот раз я подготовлюсь ещё лучше. А пока я займусь тем-то и тем-то. После того, как вы увидели, что после всего этого вы будете делать завтра, у вас успокоится сердце. Страх – это, когда у вас нет выбора. "Или выиграю, или умру". А выбор, это когда "выиграю - хорошо, не выиграю - тоже хорошо". Потому что, "я разработал целую систему, что я буду делать дальше". У вас сердцебиение успокаивается, вы входите в норму, то есть вы умерли. И после этого, с полной самоотдачей вы боретесь за результат. Это упражнение надо пройти. Надо усвоить поливариантность поведения во всех ситуациях.
Недавно вышла ваша новая книга "Дао жизни: Мастер-класс от убежденного индивидуалиста". Чем она отличаются от книги "Success в большом городе", которая тоже создана в формате тренинга?
"Success в большом городе" – это некое количество автобиографических эссе, такой синтетический жанр. А потом обобщенные вопросы от имени типичных посетителей тренинга и ответы на них. Новая книга - это классический мастер-класс, это все, что я знаю. Там выражена четкая философия, на которую я опираюсь. Книга адресована среднему классу: людям, которые только хотят кем-то стать, достигнуть чего-то, и тем, которые уже достигли, и им стало скучно и захотелось какого-то полёта. Там есть и основы "стартапов", и правила этики в бизнесе. И там ещё есть одна глава для женщин. И всё остальное – искусство продаж, тайм-менеджмент, философия лидерства.
Тебе хрясь в рожу, а ты с другого конца, тебе: "Пшёл вон, отсюда", - а ты снова пришёл.Там ещё есть слова о проблеме инфантилизма в современном мире. Как вы считаете, почему сейчас эта проблема стала более актуальна, хотя существовала всегда?
С одной стороны, поколение 90-х выросло из обнищавших семей, которые на стыке времен всё потеряли, и дети были вынуждены не только крутиться, но ещё и кормить своих родителей. Поэтому инфантилизма не было. А сейчас уже выросло поколение нулевых, эти дети привыкли жить в очень комфортных условиях. Возникла такая тенденция - ловить фан и ничего не делать, изображать, что ты, типа, в бесконечном поиске, зависать в интернете, в твиттерах, в фейсбуках. Бесконечные контакты неизвестно для чего, такая мода на внутренний эскапизм.
Но ведь тенденция шире: есть "дядечки" за 40, которые надевают майки с зайками…
Это не то – это не инфантилизм.
Это культура кидалтов, некая субкультурная идеология.
Когда косят под молодежь, таким образом надеясь зацепиться за уходящую молодость, - это совершенно не работает и со стороны выглядит смешно. Ну, что поделаешь, дядечки, они и есть дядечки. После 40 у мужчин начинаются определенные проблемы, либидо падает, хочется себя показать. Маечки с зайчиками - это слабость. А вот инфантилизм – это, когда ты не хочешь нести ответственность за свою жизнь.
Какое ваше человеческое качество особенно пригодилось вам в жизни?
Пригодилось или оставило меня человеком?! Пригодилось – это одно, а вот человеком остаться – это совсем другое. Эти качества бывают совсем неудобные. Вот, например, благодаря гордости я сохранила собственную энергию и личность. Ненавижу, когда унижают моё достоинство. Я с удовольствием выслушиваю критику, я могу выслушать агрессивные нападки и пропустить их мимо ушей, но если кто-то унижает моё человеческое достоинство… Я даже в первом классе не попросила прощения у учительницы, потому что меня выставили из класса несправедливо, сказали, что я списывала, а я не списывала! Это была советская школа. Маме сказали: "Ваш ребёнок в класс не войдет, пока публично не попросит прощения". И я замолчала. И выжать из меня извинение не смог никто. Но нужно как-то давать образование, учительница сломалась, и ей пришлось меня впустить. Это качество меня сохранило как личность, но оно очень неудобное. А пригодилось мне, конечно, восточное упорство. Тебе хрясь в рожу, а ты с другого конца, тебе: "Пшёл вон, отсюда", - а ты снова пришёл. Я не стремлюсь всё время идти прямо к своей цели. Если нужно отступиться и уйти в сторону – нет проблем. Путь – это не дорога, путь – это движение.
В начале 90-х, вы из скромного экономиста превратились в преуспевающего предпринимателя. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось.
Начиналось всё с гриппа. Я заболела. Когда человек заболевает, он просто лежит, и начинается пауза. И во время паузы мне пришло в голову, что вышел закон о кооперации, и можно заработать… Я была преподавателем, доцентом кафедры, у меня было уже двое детей. Я придумала печь вафли. Позвала девчонок и сказала: "Мы покупаем 5 вафельниц, двое готовят, двое продают, а одна считает".
Это было экономически эффективно?
Ну да, в 90-е все шли продавать на улицы. Пришёл Боровой и сказал, что это маразм. Идея, конечно, прекрасная, но вафли надолго людей не зацепят. Мы стали продавать компьютеры, софт и т.д. С этого и началось.
Любая профессия накладывает на человека определенный отпечаток. А какой отпечаток на человеке оставляет политика?
Ужасный. Полный неадекват, замкнутость, люди приучаются жить в закрытом мире, в своих иерархических ценностях. На человеке остается отпечаток такой фанаберии.
Недавно один писатель на интервью высказал такую идею: мы живём не в демократической стране и не в суверенной республике, а мы живем во времена феодализма. И наше суверенное государство – это не от слова суверенитет, а от слова суверен. Все клянутся в верности суверену. Как вам эта идея?
Красивая идея. Но с точки зрения политологии, это, конечно, неверно. Россия не пережила своего феодализма. У неё его не было… Именно поэтому у нас ничего не получается, и суверенитет в том числе. Рабское отношение к власти никакого отношения к феодализму не имеет, ведь феодалы были самостоятельны. Во всех странах, в своё время феодалы - землевладельцы, выставили свои счета королям, а в Англии отрубили королю голову за то, что он не захотел их слушать. С этого началась Великая Хартия Вольностей. Феодализм воспитывал между феодалами культуру контрактного договора и его соблюдения. Люди даже не на бумаге, на словах говорили: "Мы вам поставим зерно в сентябре, а вы нам поставите лошадей в августе", - и все это совершалось. Поэтому те общества, которые пережили полноценный феодализм, потом хорошо входили в капитализм. У нас ничего не вышло. Поэтому то, что сегодня мы наблюдаем, нельзя описать словами. Я назвала это в своём блоге "политическая лысенковщина". Гибриды создают невозможные, думают, что это будет самое вкусное, самое большое и побьёт всех остальных, а в результате это очень вредная штука. Помните, Лысенко при Хрущеве, когда пытались посадить везде кукурузу или вырастить огромные помидоры, чтобы всех накормить.
Главная интрига 2012 года. Первый, второй или кто-то третий. Ваши ставки?
Теория хаоса. Пока у меня создается впечатление, что Медведев. Хотя всё возможно и никакими законами не прогнозируемо. Потому что, власть закрыта. Об этом честно говорит Путин: "Мы договоримся". Вот вам и вся демократия. Журналисты изображают, что они в профессии, поэтому каждый чих интерпретируют и создают информационные поводы. Политологи изображают, что они остаются политологами, и пытаются из этой фразы "мы договоримся" изобрести идеологическую теорию о том, кто придёт к власти. На самом деле - это та самая гибридная, генетически измененная форма власти, когда никто не может предугадать, что будет.
Вы рассматриваете гипотетическую возможность возвращения в политику?
Никогда не говори никогда. Пока не вижу никаких условий для этого. Всё-таки, возврат в политику, кроме субъективного профессионализма и желания, должен иметь соответствующую среду. Нельзя жить в чужеродной среде. То, что происходит у нас, причём, со стороны оппозиции – это для меня среда неестественная.
Существует ли у нас в стране реальная оппозиция?
Ну, радикальная: "Марш несогласных", Лимонов, Немцов.
Лимонов - это не оппозиция, а какой-то культурно-художественный проект. Он как художник, делающий радикальные перфомансы с политическим уклоном. А политика подразумевает стремление участвовать в управлении обществом и государством. У Лимонова по-настоящему его нет…
Я с вами согласна. Он изменился. У него был период, когда он был готов системно объединяться и не быть радикалом. Но его выперли оттуда, выкинули из этой системы, и снова бросили к маргиналам. Во-первых, он ищет себя. Во-вторых, в политике тоже есть два пути. Есть революционеры – атаманы, которые разгоняют улицы. А есть системщики, которые входят в систему и формируют серьёзные решения изнутри. Это люди разного типа. Кстати, атаманы, когда получают власть, с ней не справляются. Например, Тимошенко хороша на улице и в оппозиции, а когда становится премьером – ничего не получается. Поэтому всему есть своё место. Другое дело, что политики нет. Политика есть тогда, когда есть желание, чтобы она была, не только сверху (имитация политики), но и снизу. Снизу пока лишь растёт некая солидарность между людьми в интернете. Может быть, в будущем социальные сети и будут решать все вопросы, в том числе и политические. Индивидуалисты не любят ходить на улицу, но увидев в Youtube, как создается живой щит, начинают возмущаться. Потом поднимается такая буча, что приходится принимать какие-то меры. Это дико интересно.
Почему вы редко появляетесь на телевидении? Мешает шлейф либерального оппозиционерства?
Не пускают. Учитывая этот образ в реальном контексте, мне ещё могут позволить о чём-то там поговорить: об историческом прошлом, о моде, о женщинах, о сексе, – нет проблем. Но если мне будут давать мой контекст, и я часто буду появляться – это будет сигналом для людей, что так можно. А это уже нехорошо для системы.
На своём сайте вы определяете себя, как общественного деятеля. Какие цели социальные, культурные, политические, экономические вы для себя определяете?
Хочу изменить сознание народа. Я поняла, что менталитет нации меняется. Естественно, очень медленно. И проблема 1991 года заключалась в том, что политические институты создавались раньше, чем возникла экономическая и социальная среда нового общества. Из-за этого всё рухнуло, и окончилось разочарованием. Поэтому лучше, чтобы все происходило медленнее, как в Китае. Надо признать ошибки и успокоиться. Политическими инструментами сейчас ничего донести нельзя, но социо-культурными - можно.
Изменилось ли сознание народа за последние 20 лет?
Да, это произошло циклично. Вначале – романтическая любовь к Западу, потом дикое разочарование в демократах и в западных моделях. В этом виноваты все, и сами демократы в первую очередь. Потом любовь к стабильности и ярый патриотизм: "Россия встала с колен". Сыпалось столько денег на голову, что, действительно, легко было вставать с колен. А сейчас идёт новый цикл: как в любой затяжной кризисной ситуации, люди опять начинают искать самих себя. Начинают в театры ходить, книжки читать. Даже менеджеры и предприниматели. Стало модным теперь ходить на выставки.
Сколько лет вы ещё даете экономическому кризису в нашей стране?
К сожалению, Россия, в экономическом плане – страна удивительная. Она может падать бесконечно. У нас много нефти, и мы полностью зависим от конъюнктуры. Многие считают, что будет скрытая вторая волна, и она уже началась. Другие считают - это, скорее, идеология - что мы вышли из кризиса. Я думаю, пока идёт стагнация с угрозой ухода во вторую волну. Потому что, ничего не изменилось за время кризиса: структура экономики та же, стимулов для её развития не создано, инвестиции не идут, деньги все краткосрочные в России. Народ всё равно большую часть прибыли перекачивает в другие страны. Теория хаоса не работает. Большинство стран обеспечивающих экономический рост в золотом миллиарде – Япония, Китай, США, часть Евросоюза - не обладают энергоресурсами. Это их дико раздражает, и идёт огромная интенсивная работа над созданием альтернативных источников энергии. Поэтому Россия столкнётся с большими трудностями. Медведев и затеял все эти инновации, чтобы подготовиться ко всему. Не могу ничего прогнозировать. И никто не может, не верьте никому. Порядок мировой на глазах уничтожается. Все, что было наработано, теперь исчезает, возникает что-то новое. Что это – непонятно. Что такое социальные сети, как они будут влиять на рынок? Что такое финансовый капитал после этого кризиса? Какие власть изобретет способы, чтобы контролировать сложные финансовые институты, которые создают пирамиды с такой скоростью, что не успевает никто ничего сделать? Что такое новая конкурентная борьба между сырьевыми и не сырьевыми игроками, как она закончится и в чью пользу? Что несёт Индия и Бразилия? Непонятно. Чтобы это прогнозировать, нужна работа на уровне интуиции.
Светская жизнь – это тоже часть общественной деятельности? В фильме Гордона "Метель" вы саму себя сыграли, как светского персонажа.
Нет, это необщественная деятельность, это хобби. Во-первых, мне нравится арт-хаусное кино, нравится Гордон. Во-вторых, мне хотелось попробовать. Это так весело - покрутиться в этой атмосфере, никакого отношения не иметь ни к чему, просто так. Светская тусовка – это отчасти интересно. Это премьеры фильмов, это интересные выставки, это перфомансы гениальные. Из последнего меня поразил проект "Пир Трималхиона" в "Гараже" – это было здорово, и это достойно мирового рынка. С другой стороны, светская жизнь – это друзья. Они просят, чтобы я пришла, им нужно лицо. Я помогаю. Есть третий вариант – вас не пускают на телевидение, вас ограничивают в медийном пространстве, а вам нужно, чтобы ваши книжки покупали, на мастер-классы ходили. Вы ориентируетесь на средний класс, а средний класс ориентируется на журналы, которые освещают эти тусовки. Лишний раз появиться – это чистый прагматизм бизнес-технологий.
Вы хорошо знаете этот мир изнутри. Каков, на ваш взгляд, собирательный образ современного светского человека?
Умный и очень циничный. Там идёт бесконечная внутривидовая борьба, по большому счету, все друг друга ненавидят. Это среда очень закрытая, тебя должны принять за своего. Но чтобы не вливаться в этот поток взаимоотношений, лучше держаться немножко не своим. Чужой среди своих, свой среди чужих. При этом себя чувствуешь хорошо. Эти люди на самом деле знают и понимают намного больше, чем демонстрируют. И они, конечно, мизантропы, невзирая на поцелуи и бесконечные чмокания. Светская тусовка уже была описана Львом Толстым в романах "Анна Каренина" и "Война и мир", например, Болконскому это всё было чуждо и противно. Но в ней есть своя энергия, потому что там можно всё-таки сохранить себя свободным. Не нужно совсем душу продавать, чтобы окучивать всякие бюджеты пиаровские. Политическая тусовка беднее в этом смысле.
Вы знаете идеального светского персонажа?
Я могу назвать человека, который является исключением. Всё отрицательное в нём отсутствует, но все светские правила выполняются. Это Николай Усков. Он абсолютно свой в гламурной тусовке, но поскольку он кандидат исторических наук, и его интересуют более глубокие процессы, то пагубного влияния света он избежал. Его главный тезис: "Лишь бы человек был умный, я принимаю и люблю всех".
Вы очень много ездили по России и в качестве политика, и со своими мастер-классами. Чем Москва и москвичи отличаются от остальной России?
Первое – они космополиты по отношению к своему городу. Они не пытаются доказать, что первый верблюд появился в Москве, что лампочка была изобретена в Москве и т.д. В провинции, чем дальше вы едете, тем больше таких теорий. Плюс, провинция ненавидит русских москвичей, а москвичи равнодушны к ненависти по отношению к другим среди других….. Москвичи очень активные, очень открытые, более открытые, более деловые. А в провинции меньше суеты, люди более замкнуты и больше смотрят внутрь себя. Жизнь там медленная, люди тоже становятся медленными, и поэтому больше думают. И в провинции можно встретить аудиторию в 100 раз интереснее, чем в Москве. Москва по шаблону работает, москвичи очень ленивые и расслабленные. Поэтому те, кто приезжает в Москву, обгоняют их очень быстро.
Чего вы не терпите в людях?
Лицемерия. Меня это раздражает - говорить одно, думать другое, подразумевать третье. Я японцев тоже не люблю за это. Невозможно понять, что он думает про тебя, улыбается, кланяется каждые 5 минут, а думать может кошмарные вещи. И об этом никто не узнает. Я люблю людей, пусть даже замкнутых, но которые если говорят, то говорят искренне то, что думают. А вот тех, которые постоянно обманывают, я ненавижу. Вот "предательство" - для меня слово непонятное, оно слишком субъективно для интерпретации. "Он ушел к любовнице, а я ему всю жизнь отдала! Он предатель!" Он не предатель – он просто влюбился. А жизнь не надо было ему отдавать, он ее не просил. Я люблю искренних людей.
Вы производите впечатление очень гармоничного человека. Если ли в вас какие-нибудь недостатки, которые вы хотите искоренить?Восточная философия мне, наконец, помогла, раньше я была максималисткой.
Меня не устраивает моя спешка. Я очень часто, если что-то задумала, мне надо чтобы здесь и сейчас. Я научилась себя сдерживать и терпеливо искать свой поток. Восточная философия мне, наконец, помогла, раньше я была максималисткой. За счёт этой энергии я сделала карьеру в политике. Но теперь наступило время, когда надо балансировать. Что мне ещё не нравится? Избыток искренности, наивность такая дурацкая, когда начинаешь верить людям, затем разочаровываешься. Не нужно всё время очаровываться, надо спокойней понимать объективную картину мира, тогда не будет разочарования – цинизма не хватает. Я не считаю, что я достигла абсолютной самодостаточности. Ещё я завишу от разных глупостей, у меня топографический кретинизм, и я из-за этого езжу с водителем, и столько проблем. Хочу куда-то ехать, а у меня машины нет и т.д. Вот что это за робость?!
Кто ваши друзья? Кто входит в ваш личный круг общения?
Это бизнесмены, топ-менеджеры, художники, сценаристы, писатели, продюсеры, кто угодно. Это может быть Ланге как фотограф, это может быть Ерофеев как писатель, это может быть Усков в качестве редактора глянцевого журнала, это может быть Воробьев, как глава ведущей в России хедхантерской конторы. Это всё приятели. Их страшное количество, ко мне на день рождения приходит около 100 человек.
Существует банальная точка зрения, что женщины, которые самореализуются в социуме, не приспособлены для семейной жизни…
Частично – да. Для классической ортодоксальной семейной жизни такая женщина не приспособлена. Поэтому, чтобы семья получилась, надо искать такого же шизика, которому нравится энергия этой женщины. Всё остальное: постирать, помыть, приготовить, – они вместе уж как-нибудь справятся, а если у них есть деньги, наймут ещё и помощников.
Какие у женщины должны быть приоритеты – личная самореализация, или создание атмосферы в семье?Женщина может все, мужчина - нет.
Все женщины, как и все люди, делятся на приоритетных и амбициозных. Я считаю, что в своей массе женщины генетически способны не расставлять приоритеты, в отличие от мужчин. Благодаря тому, что дал женщине бог: это здоровье, выносливость, работа левого и правого полушария, интуиция, воображение, чувственность, - она чувствует нюансы, больше разбирается в людях, более самообучаема. По большому счету, женщина не должна ставить приоритеты. Женщина может все, мужчина - нет. Не надо ему предъявлять претензии – он не может делать карьеру и быть семьянином одновременно – не получится. У него одна цель и одна дорога. Например, представьте, вы готовите на кухне обед, одновременно вы можете готовить интервью, по телефону говорить и мыть посуду, краситься и переодеваться. А теперь предположим, та же самая задача стоит перед мужчиной: провести переговоры, одновременно приготовить обед, переодеться и пойти на тусовку – не выйдет. Это классика!
Текст: Эльвира Тарноградская
Фотограф: Роман Суходеев
Автор: