Во времена моего советского детства девочка рождались уже по уши в долгах, причем зачастую противоположного свойства. Ей одновременно следовало быть хрупкой и сильной, покладистой и настойчивой, ласковой и строгой, отличницей, но не шибко умной. Предполагалось, что ее предназначение заключается в том, чтобы найти мужчину, привлечь, втянуть в брак, удержать там и благополучно иметь при себе до конца его дней. При этом на нее возлагалась функция воспитания, ведь самец сам по себе туп, вонюч, блудлив и порочен. Ах да, еще она должна детям, родителям (своим и мужниным), а также работодателям. У мужчин же список обязанностей исчерпывался тремя словами: «Мужчина должен быть». Есть — уже счастье, подарок и успех. И это несмотря на то, что с великой войны прошло более сорока лет, и вдовьей психологии уже нечем было подпитываться.
Потом наступили восхитительные девяностые, когда одной принадлежности к мужскому полу сделалось недостаточно, а вот быть женщиной стало выгодно. Красота, оказывается, отлично конвертируется в социальные блага — хорошенькая девушка могла ловчей устроиться в жизни, найти работу, поладить с ментами и бандитами, развернуть бизнес или выйти замуж удачно, а не просто так. Мужчина теперь ценился только ресурсный, а не абы какой. Психология стервы, покоряющей и потребляющей, обрела необычайную популярность.
В наше время ситуация наконец-то начала выравниваться. Самец больше не цель и не средство, потому что мир перестает быть чисто мужским и становится вполне общечеловеческим. Но точно как и вдовий голод, задержавшийся в обществе на полвека, стервозное мышление не спешит сдаваться. Женщина уже поняла, что не должна мужчине ни каблуков, ни ухода, ни безграничного терпения, но еще не отказалась от идеи, что он-то должен ей пожизненное содержание и опеку. Конечно, это теперь называется «забота и безопасность», что в самом деле необходимо, но пока подразумевается только в одностороннем порядке. Женщине вроде как надлежит быть, проявлять эмоции, реализовываться и самовыражаться, а мужчина пусть принимает, оберегает, утешает, ну и содержит заодно.
Недалекая дамочка вырвалась из своего угнетенного статуса и перешла в наступление, разрешив себе традиционно мужские пороки: отношение к человеку как к объекту потребления, грубость, неуживчивость. Замечательный флешмоб «откажи мужчине», призванный научить женщину не прислуживать, не делать что либо насильно, против своего желания, выливается в пропаганду невежливости — не пропусти его на выходе из вагона метро, не передавай соль, не показывай дорогу в незнакомом городе. Прекрати быть удобной — да, но разве обязательно для этого сразу превращаться в охреневшую ведьму?
Кроме того, эта женщина теперь имеет право порицать других представительниц своего пола, не таких прогрессивных и свободных. Их можно оскорблять, обзывать «самками мужика», дразнить ботоксом и «членозависимостью» (на русский матерный, пожалуйста, переведите это слово сами). То, как уродливы эти женщины в своей мизогинии, они не то чтобы не видят, но вроде как не считают недостатком — они таким образом используют право не только на неидеальность тела, но и на злобность, и безобразие души.
Дело в том, что настоящий феминизм основан на бесконечном милосердии и поддержке между женщинами — то есть на вещах скучных и трудных. Вложить в миллионы женских голов мысль о том, что если тебя ударил муж, нужно немедленно идти в полицию, это титаническая задача не для одного поколения феминисток. Открыть не сотни, а тысячи приютов для жертв домашнего насилия — это тоже работа на всю жизнь. Утешать и поддерживать девочек, на которых общество не перестает давить — по-честному жалеть, помогать, не завидовать их юности, не осуждать за попытку понравиться мужчинам — для этого нужно большое сердце. Конечно же, приятней заменить такое унылое подвижничество войной за феминитивы и придирками к фифочкам в мини. Но я все-таки надеюсь. Если с детства воспитывать в девочках самоуважение, то и в России вырастут вполне приличные феминистки — собственно, нынешние двадцатилетние уже на порядок честней нас, и есть шанс, что однажды женщины осознают себя не конкурентками, а сестрами друг другу.
Фотограф: свободные интернет-источники
Автор: Марта Кетро