«Маха обнаженная» Ф. Гойя
«Маха обнаженная» — одно из первых произведений европейской живописи, откровенно демонстрирующих голую женщину и при этом не отсылающих к античным мифологическим сюжетам. Несмотря на то, что шедевры эпохи Возрождения, изображающие обнаженных богов и героев древнегреческих мифов, обществом воспринимались адекватно, попытка Гойи сконцентрировать внимание исключительно на красоте женского тела встретила жесткий протест. «Маха обнаженная» сразу же привлекла внимание Испанской инквизиции, посчитавшей картину слишком вызывающей. К счастью, к началу XIX века инквизиция потеряла былую мощь — она лишь вызвала ожесточенные дебаты вокруг нравственной составляющей полотна.
«Завтрак на траве» Э. Мане
Картина «Завтрак на траве» известна как самое скандальное произведение Эдуарда Мане. На этот раз непонимание вызвала не столько обнаженная женщина, сколько ее «наглый» взгляд, обращенный прямо на зрителя. Критиковался и безвкусный, с точки зрения публики того времени, сюжет — решение художника изобразить голую женщину в компании полностью одетых мужчин критики посчитали свидетельством упадка живописи. Все это в купе с новаторской нарочито небрежной манерой Мане привело к тому, что картину не допустили до выставки в Парижском салоне.
«Олимпия» Э. Мане
«Олимпия»
Эдуарда Мане, написанная в тот же год,
что и «Завтрак на траве», спровоцировала еще более громкий скандал: даже в
середине XIX века изображение голой женщины воспринималось
как слишком дерзкое решение. Особенно резкое возмущение вызвала аллюзия на
«Венеру Урбинскую» Тициана — картину посчитали грубой насмешкой над всемирно
признанным шедевром, сюжет которого Мане переосмыслил и передал в принципиально
новом и вызывающем для своего времени ключе.
«Ночной Кошмар» Г. Фюзели
«Ночной кошмар» — это не одна картина Фюзели, а серия из четырех полотен, повторяющих один и тот же сюжет, но отличающихся друг от друга по композиции и технике. Художник, очевидно, был вдохновлен историями о сонном параличе — синдроме, при котором человек находится в промежуточном состоянии между сном и реальностью. В таких случаях человек видит мистические образы в реальной окружающей его обстановке, его кошмары кажутся явью, а мышцы тела парализованы и скованы настолько, что создается впечатление, будто на груди сидит кто-то тяжелый и не дает ни пошевелиться, ни произнести ни слова. Осмысление этого феномена привело к созданию неоднозначной серии картин, которую критики посчитали слишком мрачной и странной в отношении техники — на всех четырех полотнах тело женщины изображено непропорционально длинным и неестественно изогнутым.
«Отрубленные головы» Т. Жерико
Эта картина Жерико привлекла внимание общественности тем, что была написана с натуры — изображенные на ней отрубленные головы были не выдуманы автором, а срисованы с настоящих голов, которые художник находил в городских моргах. Картину осуждали за чрезмерный натурализм, который, по мнению современников Жерико, не имел ни эстетической, ни концептуальной ценности. Со временем, конечно, такое мнение было признано ошибочным: сейчас «Отрубленные головы» считаются уникальным произведением живописи эпохи романтизма, а Жерико признан одним из основателей нового направления в изобразительном искусстве.
Синий монохром, И. Кляйн
Эта картина изображает только цвет, в котором, по мнению ее создателя Ива Кляйна, и заключается вся художественная ценность произведения. Стремясь изобразить чистоту и глубину синего цвета, Кляйн был не понят современниками, как и его авангардистское творчество. До сих пор многие считают Кляйна «продавцом воздуха» и человеком, направившим современное искусство в тупик.
«Урок гитары», Бальтюс
«Урок гитары» — произведение, обеспечившее Бальтюсу известность в кругу авангардистов и среди массовой публики, не оценившей слишком откровенную и даже несколько сюрреалистичную манеру художника. В конце жизни Бальтюс признался в том, что картина была написана с определенной целью — шокировать публику 1930-х годов. Цель была успешно достигнута: «Урок гитары» запретили к экспозиции в музее, для которого она была написана.
Фотограф: Открытые интернет-источники
Автор: Мария Соловкина