Я считаю, однозначно нельзя говорить - плохо идут дела, или хорошо. Индустрия развивается. Но я бы не сказал, что в обозримом будущем наступят ее золотые времена. Сегодня все очень сложно. У нас пока совершенно не налажена инфраструктура - нет производителей тканей, швейных фабрик. Ну сами посудите: ни один из самых востребованных русских дизайнеров не может производить тиражированных коллекций. То есть, они отшивают коллекции для шоу, но дальше этого дело не идет. Не хватает не только индустриальных, но и финансовых возможностей - отечественных тканей нет, а на иностранные, зачастую, не хватает денег. Лучше не станет, пока у русских дизайнеров не появится поддержка государства, как это в свое время произошло с бельгийцами, когда знаменитая "антверпенская шестерка" получила грант.
Что же, наше правительство полностью игнорирует российских дизайнеров?
Нет, почему же? Они поддерживают дизайнеров. Но строго определенных - тех, кто вращается в близких кругах. К примеру, мне известно, что Юдашкин получил определенную сумму на дальнейшее развитие своего модного дома. Мне это кажется странным. В нашей стране есть хорошие дизайнеры, которые действительно нуждаются в такой поддержке. Я уверен, что они способны производить хорошие вещи, которые будут продаваться. Вот кого действительно стоит поддерживать.
Быть может, в правительстве считают, что и так созданы достаточные возможности для того, чтобы талант пробился сам. Недели моды, например. Вы к ним, кстати, как относитесь?
В России Недели моды - это в большей степени коммерческие мероприятия. Есть спонсорские деньги - скажем, MasterCard - и их нужно отработать, сделать шоу. Я в подобной Неделе однажды участвовал - Lexus Neo Couture. Мероприятие, скажем прямо, к моде особого отношения не имело. В конце концов, у Lexus то ли закончились деньги, то ли бюджеты именно на Neo Couture, и эту Неделю закрыли. Такое может случиться с любой российской Неделей моды, если у спонсоров исчезнут деньги или интерес. В Европе дела обстоят иначе. Там Недели моды – мероприятие профессиональное.
Стать их постоянным участником - "программа максимум" многих русских дизайнеров. Как стать «своим» - может, подражать европейским дизайнерам ?
О, нет. Это имеет смысл только в том случае, если дизайнер хочет работать локально, только в России. То есть, как раз не выходить на европейский рынок и не показывать свои коллекции там. Если модели будут напоминать вещи европейских дизайнеров и в придачу, будут стоить доступнее, это будет дизайнеру только на руку. Но если он хочет покорить зарубежный рынок, нужно демонстрировать собственный стиль, колорит, быть уникальным. Нужно выработать собственный стержень, как это сделали бельгийцы, японцы, итальянцы.
Может, стоит делать упор на национальные мотивы?
Вполне возможно. Но не пытаться в который раз «продать» Европе наши матрешки и лубочную роспись. Национальная тема может проявиться в другом – например, в конструктивных решениях. Дизайнеры, готовые пойти таким путем, должны переосмыслить в своих коллекциях русский национальный костюм. Я считаю, у Nina Donis, совершенно прекрасных дизайнеров, все вокруг этого кружится. Хоть это и нелегко читается и вряд ли видно человеку, незнакомому с историей костюма, но я это для себя всегда отмечаю.
Тот, кому первому удастся правильно преподнести ту самую "русскую тему", может рассчитывать на успех в Европе?
Все не так просто. Идеального рецепта нет. К тому же, один в поле не воин. Если и выходить на европейский рынок, то впятером, вдесятером. Один русский дизайнер в расписании показов на Неделе моды - это не убедительно. В свое время я очень часто посещал подобные мероприятия и общался с представителями модной прессы из разных стран. Все так и есть: если в расписании они видят незнакомое имя, на него просто не обращают внимания, потому что следующий показ - Louis Vuitton, а проходит он на другом конце города. Разумеется, все едут прямиком туда. Необходимо, чтобы появление русских дизайнеров в Европе было заметным, стало настоящей волной, чтобы эти талантливые молодые люди дали всем почувствовать, что такое русский стиль.
Когда же мы увидим такое торжество русской моды?
Не думаю, что скоро. Но это зависит даже не только от дизайнеров, но и от имиджа страны. У России имидж на сегодняшний день негативный. Было бы хорошо, чтобы сначала заговорили о русской культуре, а не о ракетах и олигархах.
С другой стороны, многие дизайнеры и тут себя неплохо чувствуют. По-крайней мере, судя по заоблачным ценам на их вещи. Почему так дорого? Дело правда в дорогих тканях из Европы и таможенных накрутках?
Какие таможни? Слушайте, я, например, ткани покупаю в Японии. Средняя цена моего платья - 12 тысяч рублей. Не 150 тысяч, как у некоторых наших дизайнеров. Даже самая дорогая ткань не может стоить 50 тысяч рублей, которые оправдали бы такой финальный ценник. Свои коллекции я произвожу здесь, в России. Да, у нас не так много хороших фабрик, но при желании все возможно, у меня же получается. Я размещаю верхнюю линейку на одном производстве, трикотаж - на другом, платья - на третьем. Все прекрасно справляются. Коллекции можно и нужно производить здесь, а иначе во всем этом просто нет смысла. Вы считаете разумным, что русские дизайнеры продают на родине вещи, которые стоят дороже, чем наряды от европейских дизайнеров?
Нет, конечно. А у вас есть амбиции прославиться в Европе?
Пока я сосредоточен на российском рынке. Мы уже продаемся в мультибрендовых магазинах Москве, Петербурге, Риге. Все складывается очень правильно. С 2009 года мы производим тиражированные коллекции. Серии у нас большие, продается все, остатков у нас нет. У нас широкая целевая аудитория - девушки от 18 лет и наверное, до 50. Я чуть ли не единственный в России дизайнер, который делает вещи до 56 размера. И знаете, я страшно доволен нынешним положением дел. Считаю, это успех. Дизайнер должен продавать свои вещи.
Но ведь многие дизайнеры бьют себя кулаком в грудь, заявляя, что мода - искусство, а они - художники.
Мода - это бизнес. А искусство – оно в музеях моды, в The Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке, в Musee Des Arts Decoratifs в Париже. Как дизайнер, я считаю, что одежду должны носить, а значит, ее необходимо продавать. Я бы, знаете, тоже с радостью назвал себя художником. Но я работаю на окупаемости, у меня нет спонсоров, коллекции я делаю на собственные деньги и вынужден задумываться о продажах.
Как дизайнеру, ориентированному на коммерческий успех, Вам приходится предугадывать то, как изменятся вкусы потребителей. Скажите, какие изменения чувствуются сейчас?
Во многих европейских городах, особенно в Париже, очень популярен стиль "No-No". Он построен на отрицании современного агрессивного мира, тенденций, изложенных в глянцевых журналах. Это сообщество единомышленников. Они перебираются жить в не самые презентабельные районы, подальше от модных ресторанов и бутиков. Их не встретишь в Colette даже если там распродажа. Просто они предпочтут ему другой бутик, расположенный совсем рядом, на престижной Rue Saint-Honore. Правда, обнаружить его не так то просто: у него нет ни витрины, ни стеклянных дверей. Случайных посетителей там нет еще и потому, что на входе вам скорее всего устроят строжайший face-control и вычислят, "свой" ли вы человек.
Постойте, но ведь такое отрицание снобизма - еще больший снобизм. FC на входе в магазин?
Отнюдь. Эти люди просто тщательно оберегают себя от этого глянцевого мира, совершенно пустого и не имеющего никакой основы.
Считаете, это движение будет набирать массовость?
Я считаю, непременно. В Париже у меня очень много приятелей, которые живут подобным образом. Они никогда не купят одежду "под грифом" - например, с крупным логотипом Dior или Chanel. Они купят такую одежду, на которой этот логотип еще придется поискать. Например, заглянуть в складку ткани, или особым образом направить на подкладку свет. В России это тоже появится, но со временем. Пока здесь слишком серьезно воспринимают глянец. Но так нельзя - это же даже не о моде, это просто реклама.
Стало быть, вы себя и к модной тусовке не относите?
О нет, ни в коем случае! Мне не близко такое отношение к жизни. Я не считаю, что принадлежность к этому кругу необходима дизайнеру. Есть примеры марок, чьи дизайнеры совершенно асоциальны - никто даже толком не знает, кто эти люди, как они выглядят и чем живут. Но я, конечно, не скрываюсь. Даю интервью, появляюсь на мероприятиях, но делаю это очень выборочно.
Каков ваш прогноз развития индустрии? Если заглядывать на 5-10 лет вперед?
За 5 и даже 10 лет ничего эпохального не произойдет. Я думаю, счет пойдет на десятки лет. Собственных ресурсов дизайнеров не хватит на то, чтобы кардинально изменить положение дел в индустрии. Необходима поддержка со стороны государства. Первым делом нужно поднять легкую промышленность. Я бы с удовольствием покупал ткани русских производителей, но сейчас нет достойного выбора. Не могу же я обходиться исключительно ивановским хлопком. Вот вы говорите, нужно выходить на европейский рынок. А как вы это видите: мы придем и скажем "смотрите, какие прекрасные вещи у нас из ваших европейских тканей получаются". И что нам скажут в ответ? "Неплохо, но мы из наших тканей и без вас, друзья, прекрасные платья шьем". До тех пор, пока государство не озаботится этим вопросом, рассуждать даже о теоретическом торжестве русской моды просто бессмысленно.
Фотограф: Елена Павлова
Автор: