Они бывают недорогие и класса люкс, дневные, ночные, везущие буквально несколько часов или несколько дней. Дежурную информацию вы можете узнать в паромном центре своего города. И даже насчет «буржуйских» компаний-перевозчиков, паромы которых отправляются не из России. Но о многих нюансах у менеджера не узнать…
О хлебе насущном
В правилах написано, что еду на борт брать нельзя. Якобы из соображений санитарно-гигиенических, на самом деле — из коммерческих, чтобы вынудить пассажиров захаживать в кафе и рестораны на борту. Но по факту особенно никто не проверяет сумки. Точнее, на скандинавских линиях их вовсе не проверяют. Берите, что хотите, хоть фаршированного гуся. А вот эстонские таможенники (если вы едете из России круизом, заходя в порт Таллина) вполне придерутся к пузырьку со спиртовым йодом.
Кстати, насчет местной кухни: если во время бронирования билета отметить завтрак и оплатить его, то он обойдется дешевле на один-два евро. Обычно стоит десять евро на взрослого и пять-шесть на ребенка до шести лет. И опять же — паспорта детей никто не спрашивает. На все изобилие дается два часа в хорошую погоду. Нет, конечно, в шторм никто вас не выгонит. Просто вы сами не захотите есть во время страшной качки. Вообще выходить из буфета нельзя. Но если вы подойдете к стойке информации и скажете, что вам срочно нужно вымыть руки, вас потом пустят обратно. Еду с собой тоже не выносят. Но кто заметит ароматный зерновой хлебец или сладкую булочку в вашей дамской сумочке?
В номера, в номера...
Каюты на верхних палубах (то есть над ватерлинией) стоят дороже, зато там есть окна. А некоторые вообще похожи на . Но для слабой вестибулярной системы это не вариант. Качка наверху ощущается в разы сильнее, порой ночью вам и до туалета будет не добраться без встречи со стенками и дверью. А вот вторая палуба, которая находится под водой и даже под машинным отделением — своеобразный бункер, где качка не чувствуется. Зато гудит вентилятор. Из-за того, что каюты небольшие, они быстро прогреваются и спать бывает очень душно. Сразу же после заселения надо включить кондиционер на охлаждение и проверить, работает ли он. Если нет, смело вызывайте техника — и пусть неполадку устраняют. Правда не факт, что примчится он сию минуту.
Боитесь проспать утром? Попросите разбудить вас по телефону, который есть даже в самой дешевой каюте. Только не забывайте о разнице во времени. Прибытие всегда указывается по местному времени. Кстати, из-за того, что паромы очень большие, а персонала не так и много, начинать убирать каюты и менять белье могут за полчаса до прибытия. Об этом делают объявление по радио. Тут уж на ваше усмотрение — можете и побыть на палубе, а можете и остаться в каюте — выгнать вас никто не может.
И зрелищ!
Спектр развлечений на борту зависит от класса судна. Но даже на самых старых и дешевых есть , детские комнаты, игровые для подростков, магазин duty free, общественные туалеты и душ (помимо тех, что в каюте), комната для пеленания малышей с микроволновкой, игровые автоматы, клуб для танцев и представлений.
На паромах средней и высокой ценовой категории вы можете посетить сауну, аквапарк, галерею с бутиками, спа-салон, кинозал, казино, клуб только для взрослых и многое другое.
Мелочи жизни
- Если вы , то лучше
прибыть к парому в первых рядах. Въехав таким образом, выезжать потом вы
тоже будете первым — с носа корабля.
- В магазине duty free при покупке на крупную сумму, от
100 евро, можно получить подарок от компании — бесплатное путешествие на этом
же пароме еще раз. Так что не выкидывайте чеки или просите у соседей в очереди.
- На паромах можно . В каютах на
полу постелены ковры. И до блеска их никто не начищает, может остаться шерсть.
Если у вас аллергия, заранее, еще на этапе бронирования, обратите на это
внимание. Вам должны дать каюту, где животных не было. Кстати, большие песочные
клумбы на верхней палубе — отнюдь не песочницы, не давайте детям там играть.
Туда по нужде как раз ходят четвероногие.
Автор: Мария Граф