Долгое время я занимался медийным бизнесом, радио и телевидением. Работал на «Первом канале», MTV, делал радио «Станция 106,8» и «Субстанция». Ничто не предвещало, как говорится. Но лет семь назад Федор Сергеевич Бондарчук впервые заговорил о необходимости строительства большого киностудийного комплекса. Идея так прочно завладела нашими умами, что начала реализовываться. Логика несложная. Последней до возникновения «Главкино» студией, построенной на территории нашей страны, была киностудия «Мосфильм». Более 70 лет ни один специализированный объект кинопроизводства в России не был создан. Это, конечно, не способствовало развитию современных съемочных технологий. Те павильоны, которые размещаются в цехах заводов, не могут заменить полноценные, специально спроектированные для этих целей мощности.
Я думаю, что мы пошли по единственно правильному пути, начав строительство студии нового уровня именно сейчас. Сразу ставили перед собой задачу сделать компанию привлекательной для потенциальных инвесторов. ВТБ, наши партнеры и большие помощники, поддержали нас с кредитом. Хотя условия его вполне рыночные, каких-то преференций в нашу сторону в связи с тем, что мы тут, видите ли, кино снимаем, нет. «Главкино» - экономически сложный проект. Чтобы выйти на срок окупаемости в 10 лет, нужно очень упорно работать каждый день. Мы этим, собственно говоря, и занимаемся.
Не можем себе позволить просто существовать в ожидании клиентов, приглашаем, приводим, притаскиваем их сюда всеми силами и способами. Первыми были ребята из Comedy Club и ТНТ, затем пришли телеканалы «Россия», СТС, ТВ3, почивший уже MTV и многие другие. Загрузка уже очень высокая.
В России сегодня производится, к сожалению, в основном очень дешевое, низко технологичное кино, крайне мало больших фильмов, которые требуют серьезных декорационных или комбинированных сьемок. Маленькие картины снимаются чаще всего на натуре. Строить декорации для фильма с бюджетом в 1-2 миллиона долларов с коммерческой стороны - непозволительная роскошь. Сюжеты таких картин зачастую бытовые, не предполагающие каких-то сложных декораций, интерьеров, Вселенных, как киношники говорят.
Государство сегодня для кинематографа делает очень много! Фактически, господдержка является основным источником средств в российском кино. Но она в основном поощряет производство дешевых проектов. Через эти проекты реализуется огромный творческий потенциал, но он мог бы реализовываться и чуть в другом ключе, проявляясь через коммерческие, более зрительские картины. Сейчас аккумулировать в России бюджет больше 10 миллионов долларов – продюсерский подвиг. Это очень сложно.
Западное кино, наш прямой оппонент и конкурент, оперирует бюджетами совершенно другого масштаба и снимает фильмы в других объемах. Каждую неделю в прокат выходит фильм категории «А» с бюджетом больше 70 миллионов долларов. В России же весь объем средств, выделяемых на поддержку кинематографа, составляет 150 миллионов долларов в год. Это бюджет половины «Шрека». Абсолютно обоснованные предъявляются претензии к уровню российского кино, но чтобы требовать больших достижений, нужно создать условия для их появления.
С киностудийным проектом «Главкино» мы идем по дорожке, которая уже протоптана восточноевропейскими коллегами. В Венгрии и Чехии построены очень большие современные киностудийные комплексы. Фактически мы не выглядим в глазах наших потенциальных заказчиков, западных производителей, бурым медведем, появившимся вдруг на пороге офиса. Они понимают, о чем идет речь. А речь с точки зрения бизнеса идет о простых моделях: мы можем предложить дешевле многие услуги, нежели американские или западноевропейские студии. Некоторые фильмы производились и будут производиться в Штатах, если используется их натура, например. Или артисты не могут сниматься в других местах. Если же по сюжету нужно снимать русскую или близкую к ней природу, памятники архитектуры, культуры, студийную часть тоже целесообразно снимать в России. К этому надо стремиться.
В «Главкино» есть павильон на 3100 квадратных метров, самый большой в Восточной Европе. Высота потолков 26 метров, он может нести большую нагрузку по потолку и полу, что позволяет посредине этого гигантского павильона повесить танк, например. В одном из павильонов у нас инсталлируется система автоматического света, она очень удобна для съемок сериалов, телепроектов. В России больше ни у кого такой опции нет, как и в Восточной Европе. Есть во Франции, в Германии, в Англии и в Америке. Теперь и у нас будет такой павильон. Эта система позволяет сэкономить огромное количество производственного времени и бюджета, ведь установка света иногда занимает более 50% съемочного процесса. Еще одна важная опция, которой мы точно отличаемся от других студий, это возможность прямого эфира. Причем, изображение может быть не только двухмерным, но и трехмерным. Работает это так. На площадке при помощи 3D-камер формируется поток видео- и аудиоинформации, тут же он доставляется в аппаратные, обрабатывается в звуковых, инженерных и режиссерских аппаратных, затем идет в постпродакшн. После этого по специально проложенной волоконно-оптической линии связи мы доставляем контент в Останкино.
В строительстве «Главкино» и я, и Федор Бондарчук участвовали лично. Гвозди не забивали, но в строительстве теперь разбираемся лучше многих строителей. На мой взгляд, провальный подход – кого-то что-то попросить сделать и считать, что все будет выполнено прекрасно без твоего участия. Так не бывает. Если хочешь получить нужный тебе результат, придется все контролировать. Со стройкой этот контроль требовался по всем направлениям, по каждой мелочи, поэтому она прошла при нашем непосредственном участии. Теперь строительная компетенция есть и у Федора Бондарчука, и у меня.
Дизайн студии «Главкино» создавало очень сильное российское архитектурное бюро Стаса Кулиша и Влада Липатова – «Лаборатория Виртуальной Архитектуры». Они придумали красивые декорационные и архитектурные решения, которые делают радостными и насыщенными кинотелевизионной эстетикой огромные коробки павильонов. Этого было не просто добиться. Когда мы в первый раз нарисовали эскиз студии, поняли, что выглядит он не здорово. Будто на участке развалили стопку с серыми, огромными коробками. Архитекторы сделали хороший проект, который включает в себя всю студию целиком, не только ту часть, которая построена на настоящий момент.
Этот мотошлем подарили друзья. В него кладется iPhone, и плеер играет музыку. Обычно я мотошлемы использую другим образом, катаюсь на мотоциклах с 1994-го года. Уже 19 лет, ужас (смеется).
Дизайн кабинета тоже отчасти заслуга «Лаборатории Виртуальной Архитектуры». В дальнейшем здесь будут технологические помещения и комнаты для временного размещения творческих групп. Поэтому никаких офисных изысков нет. Вся красота разместится в административном корпусе: кафе, большой кинозал, отдельно построим гостиницу из двух корпусов обязательно хорошего уровня, потому что иначе не сможем их по назначению использовать. Они нужны для артистов, режиссеров, продюсеров, достаточно требовательной публики, которая привыкла к комфорту. Планируем достроить весь комплекс примерно к осени 2014 года. Спешки никакой нет, пока обживаемся в Аппаратно-студийном комплексе. Наша задача – не самим начать срочно производить массу программ и фильмов, а привести сюда компании-лидеры кино- и телевизионной индустрии. Студия должна быть центром большого движения, должна аккумулировать креативную энергию, должна дышать творчеством. Нам это крайне важно.
В моем кабинете важнее всего – компьютер. Быстрый, удобный, iMac вполне устраивает. Но могу сказать более страшную вещь – даже компьютер, стол и стул не жизненно важны для работы. Телефон нужен! Там есть все: звонки, почта, Интернет, разнообразные мессенджеры. Поэтому поменять этот кабинет на любой другой готов за полчаса. По большому счету, человек сейчас не привязан к конкретному месту, он может с помощью современных средств связи находиться в нескольких точках одновременно и делать несколько проектов.
В редкие свободные часы в Москве могу пойти на Винзавод, в Парк Горького. Обожаю ходить в кино. Любимые кинотеатры - «5 звезд» на Новокузнецкой, «Пионер», Художественный. Открываются новые приятные места обитания, хочется все посетить, но мало времени на то, чтобы отдыхать, гулять, быть с самим собой, находиться в себе, не в работе. Путешествовать очень люблю, хотя и здесь дефицит времени вносит коррективы. Одна из самых любимых и комфортных стран – Италия, город Генуя, например. Курорты как-то не западают в душу, но очень люблю Гоа. Там совсем другая история, это не курорт, а какая-то иная реальность. Прилетаешь оттуда с чистым сознанием. У меня свои отношения с этим местом, я много лет туда ездил, Индия очень близка мне духовно. Там живут прекрасные люди, открытые миру, именно поэтому туда хочется прилетать вновь и вновь.
Фотограф: Анастасия Балахнова
Автор: Анна Федюнина