Для многих будущих дизайнеров первыми моделями были куклы. Для тебя, насколько я знаю, ими стали шахматные фигуры.
Да, было такое. Я находил кусочки тканей и шил маленькие плащики, такие треугольнички. Но вскоре понял, что мне не нравится фактура. Тогда в ход пошла мамина юбка. Она давно ее не надевала, вот я и решил, что носить ее мама больше не собирается. Конечно же, это было ошибочное мнение. Тем не менее, из юбки был вырезан солидный кусок и пущен на новые плащики.
А когда ты перешел к более крупным формам?
Это случилось классе в 10-м. В те годы у всех был такой школьный предмет - труд. Мальчики собирали вилки для электроприборов и прищепки. Всем это чудовищно надоело, потому что занимались мы этим, как сейчас помню, каждый четверг по четыре часа в день. А у девочек были уроки кройки и шитья и однажды все мы хором сказали, что хотим заниматься тем же. Не думаю, что всем мальчикам хотелось шить, видимо, просто хотелось быть поближе к девочкам. Как бы то ни было, руководство школы согласилось, нас перевели. Тогда я и понял, что есть плоскость, выкройки, лекала и что, соединив все это, можно создать что-то объемное.
Какой была первая сшитая тобой вещь?
Рубашка. Я сшил ее из двух своих детских сорочек. Одна была в красно-синюю клетку, а другая в сине-красную. Я добавил джинсовых обрезков, и получилась отличная вещь, которую все оценили. Мне понравилось. К тому же, все получалось очень быстро - я мог сшить вещь за вечер. А потом одна из учительниц посоветовала, куда мне лучше поступать.
И что было потом?
Три года учебы, после чего я пошел работать в ателье. Месяц работал портным, потом меня повысили до закройщика. В этом ателье я проработал ровно год - с сентября по сентябрь. Я так хорошо помню, потому что все мои последующие работы тоже были с сентября по сентябрь. Потом я стал работать сам на себя. Там, в Красноярске, нашел помещение. У меня была своя команда портных - четыре человека, с которыми мы выполняли частные заказы. А через несколько лет я принял участие в конкурсе молодых дизайнеров - представил коллекцию и победил.
Призом была стажировка в Москве?
Приза было два - поездка в Лондон и стажировка в качестве стилиста в московском L'Officiel. Я поехал в Лондон, опять же, в сентябре. Это была моя первая зарубежная поездка, которая очень сильно впечатлила. Вернувшись, я начал работать в журнале. Поначалу бесплатно - этакая стажировка за свой счет.
Меня очень интригуют эти твои вечные "сентябрь - сентябрь". Тебе не кажется это мистичным?
Да нет. Сентябрь - это веха. Равно как и март - новый сезон, новая жизнь. Может потому у меня все самое важное в сентябре случается. Закончил учиться, в сентябре вышел на работу. В Москву уехал опять же в сентябре, вышел работать в журнал. Странно, раньше я никогда не задумывался об этом, сейчас первый раз на эту тему рассуждаю... О, а что этот человек делает перед нашим окном?
Высотный рабочий? Действительно, что он делает на 29-м этаже в такой снегопад?
Расскажу историю. У меня в этом ресторане был показ, здесь, на 29 этаже. А готовились мы на самом верху. Там тусовались девочки-модели, уже с прическами и в мейк-апе. Я пошел туда дать сигнал, что пора одеваться. Когда поднялся, одна из девочек висела на канате и кричала.
От ужаса?
От радости! Познакомилась с такими вот парнями, которые там проводили какие-то высотные работы, и уговорила, чтобы они спустили ее на канате.
Еще бы - такой вид на Москву. Кстати, как тебя столица встретила?
Город оказал сопротивление. Наверное, было бы приятнее, если бы я переехал весной, когда все расцветает. А в сентябре тяжелее - холодно, пасмурно. В такую погоду депрессии неизбежны. Я из далекой Сибири, где очень холодно, но ясных дней там куда больше. В Москве практически нет солнца. Ну и как я уже сказал, когда приехал, у меня была практически не оплачиваемая и очень напряженная работа. Но перспективы, возможности, интересные люди - это, конечно, отвлекало от всех невзгод.
Сейчас у тебя свой, объективно очень успешный бренд. Скажи, не пора двигаться в Европу?
Я взялся за разработку идеи развития бренда в Европе в сентябре этого года. Начал прощупывать, стараться понять, как все это может работать. И пришел к выводу, что этот проект, безусловно очень серьезный, может потребовать отделения - собственного бизнес-плана, бюджета. Если ты сделаешь что-то не так в Европе, второго шанса тебе никто не даст. К тому же, жить и работать в Москве, пытаясь при этом делать что-то за границей - нереально. Здесь нет индустрии, которая была бы логически связана с индустрией в Европе. Чтобы работать за границей, все производство должно быть там. Те же, кто что-то делает для Европы отсюда, как правило, вынуждены использовать полуконтрабандные способы ввоза и вывоза продукции. Я на такой риск идти не хочу. Тем более, что с прошлого года ужесточились таможенные правила, касающиеся тканей, и стало совсем туго.
Стало быть, идея пока откладывается?
Нет, она в разработке. Мы пишем под это дело бизнес-план. Один французский шоу-рум предложил мне сотрудничество. Предложение очень хорошее, но мне пришлось отодвинуть его по срокам, поскольку план развития в Европе еще не доработан. Просто лучше все делать постепенно, спешить-то некуда. Здесь, в России, у меня есть своя клиентура - люди, с которыми мне нравится работать, общаться, придумывать специально для них вещи. Но конечно, много трудностей. Наша страна не производит ни тканей, ни фурнитуры. Но больше всего меня удивляет подход русских правителей к решению этих проблем. Никаких вложений нет, фабрики по-прежнему стоят, либо отданы под склады.
Тем не менее, в таких условиях ты умудряешься расширять сферу деятельности. Скажем, представил весной первую женскую коллекцию. Показы будут ежесезонными?
Хотелось бы. Но получается, что я наступил на собственные грабли. Мне интересно делать моду так, как я ее понимаю. То есть концептуальные показы, яркие презентации, которыми марка Arsenicum и прославилась. Делать интересные вещи, сложные не только для восприятия, но и для ношения, и для продажи. И только те люди, которые способны, скажем так, воспринимать свой собственный образ не в рамках конкретных тенденций, а готовы к экспериментам, к тому, что в их шкафу появятся вещи, не кричащие, но говорящие - только они становятся моими клиентами. То есть, происходит своего рода естественная селекция.
Пока в России нет модной индустрии, как таковой, мне смешно слышать, когда кто-то говорит, будто дизайнер не имеет права пропускать сезон.
О граблях я говорю, потому что понимаю: мне не суждено быть широко популярным и широко продаваемым. Какое-то время назад я по этому поводу расстраивался, но потом понял, что в этом есть свой плюс. Становление на денежные рельсы влечет полное подчинение принципам маркетинга. И все, ты больше себе не хозяин, ты вынужден делать только то, что будет хорошо продаваться. Кому-то это подходит, мне, скорее всего, нет. Люди ждут от меня другого - они хотят шоу. А происходить они будут тогда, когда у меня в голове возникнет очередная идея, и появятся ресурсы для ее осуществления. Так что я не могу сказать, будет ли это ежесезонно, или раз в год. И пока в России нет модной индустрии, как таковой, мне смешно слышать, когда кто-то говорит, будто дизайнер не имеет права пропускать сезон.
Ты часто говоришь, что Мария Железнякова – твоя муза. Как сложился ваш тандем?
Это было просто и совершенно неизбежно. Давно, когда еще работал в журнале, я периодически ходил в ночные клубы. Тогда Маша и Данила Поляков были главной танцующей парой в московских клубах. Они делали танцевальные шоу, сами создавали костюмы, придумывали какие-то постановки, перформансы... В общем, они покорили этот город. Тогда же у Данилы начался бурный модельный период - он участвовал во многих модных шоу за границей. Маша же время от времени работала моделью здесь, в Москве. Однажды по пути из клуба "Министерство" мы с моим земляком Мишей Друяном догнали Данилу и Машу на улице, на Садовом кольце. Так и познакомились. Через какое-то время я начал готовить свой первый мужской показ и пригласил Данилу в нем участвовать. И завертелось: мы подружились, стали друг другу помогать, часто видеться. Компания срослась быстро и естественно: мои друзья стали их друзьями, их - моими. С тех пор прошло лет 6 или 7. С Машей мы одно время вместе работали. Сейчас она вышла замуж, у нее любовь и вообще все прекрасно.
А чем именно Маша тебя вдохновляет?
У нее безупречный вкус как в мужской, так и в женской моде. Она легко и безошибочно отделяет хорошее от плохого. Я тоже могу это сделать, но я скорее искатель - могу предположить: это будет хорошо, а это нет. Маша же скажет: это белое, а это черное, серого тут быть не может и четко это обоснует. Хотя - и Маша сама это знает - если она продолжит этот разговор, в конечном итоге белое окажется черным, но ты в любом случае ей поверишь. В этом ее особая магия. Вот когда человек отличается от тебя какими-то свойствами, но при этом ваши вкусы полностью совпадают, один из вас двоих становится двигателем, которым для меня стала Маша. Но и я тоже даю ей что-то взамен – она любит во мне некоторые качества. Ну и конечно, она обожает наряжаться, а я люблю наряжать.
В вещи преимущественно темного цвета. Откуда такая любовь к черному?
Это даже не моя любовь, она повсеместная. Недавно у меня был совместный проект с торговыми центрами "Мега". И по долгу службы я много ездил по разным городам - был в Ростове, Омске, Нижнем Новгороде... И в каждом городе слышал: это вы в Москве там наряжаетесь, а у нас люди любят черный цвет. Для меня это стало аксиомой: люди во всем мире любят черный цвет. За исключением разве что южных стран. В нашей среде черный смотрится прекрасно. А среди ярких красок и буйной природы - нет, он там не выделяется.
А еще говорят, что люди одеваются в черное из-за отсутствия фантазии.
Возможно. Но с другой стороны, черные вещи - униформа людей из мира моды. Черный стройнит, на его фоне особенно выгодно выделяется лицо, он сочетается практически со всем. Нельзя сказать, что его легко носить, ведь у черного миллион оттенков. И можно сильно ошибиться, сочетая, например, холодный черный с теплым. Хотя можно построить интересный образ на игре фактур и оттенков.
А может такое случиться, что ты создашь коллекцию сплошь из разноцветных вещей?
Не просто может, такое уже бывало. Просто так повелось - меня считают ярым приверженцем черного цвета. Все дело в том, что в 2006 году я создал коллекцию на тему готики. В ней были вещи, в основном, темные, мрачной эстетики, которые как нельзя лучше отражали дух времени. Та коллекция прославила меня и марку Arsenicum, так что с тех пор мое творчество ассоциируют именно с черным цветом. Сразу после того показа, у меня было шоу, посвященное игре цвета. Там были вещи оттенков голубого, бирюзового, оранжевого цветов - от белого к черному через весь спектр. Рецензии были неоднозначными. Когда после такой мощной черной коллекции делаешь яркие вещи, тебя уже не понимают. Все было бы иначе, если бы мой первый успех был связан не с темными вещами, а с цветными.
Ты - человек светский. Скажи, где тебя можно встретить субботним вечером?
Уж не знаю, с чем это связано - с возрастом или пресыщением - но чаще всего в субботу вечером меня можно встретить дома. В последнее время я очень избирательно отношусь к светским мероприятиям.
А что из последних событий, которые ты посетил, запомнилось? Видели тебя на Casati Ball. Понравилось?
Casati Ball – достойное мероприятие. Но для меня он прошел в тумане и неоднозначно. Во-первых, после ожиданий чего-то волшебного неизбежны легкие разочарования. Но в целом – отличная идея и я готов ее развивать вместе с организаторами – превращать людей в персонажей, например. Во-вторых, я был в маске, которая мешала восприятию.
Но маску все равно не снял.
Ни в коем случае. На мой взгляд, светский персонаж должен оставаться в образе, несмотря ни на что. Еще из недавнего – хоть это и не отнесешь к светским событиям, я был на концерте группы «Мумий-Тролль». Еще я сейчас работаю с Bacardi Black над совместным проектом - каждые выходные мы устраиваем вечеринки в московских клубах. Очень интересно посмотреть на аудиторию - это совсем другая генерация. Раньше, когда мы тусовались, люди были другими.
А как они изменились?
Стало меньше ряженых. Людей, которые действительно готовятся к вечеринке, а не просто идут в клуб, чтобы выпить и познакомиться с кем-либо. Мы на вечеринки ходили, чтобы тусануть по полной программе. Часов в 7 вечера собирались, начинали наряжаться, делали прически, макияж, одеждой менялись. А потом приходили в таком виде в клуб. Нас любили, везде звали, да и до сих пор зовут. Сейчас такого нет и, по-моему, атмосфера в клубах потускнела.
И напоследок, обязательный вопрос накануне Нового года: какие планы на праздники?
Поеду в Барселону. Неожиданно для меня, в каникулы там соберется много друзей. Хочу уехать за неделю до Нового года, чтобы было время просто погулять. А числа 4-го уеду в Париж - там один за другим пройдут три дня рождения, в том числе и Маши Железняковой. Но вообще, идеальный Новый год был в прошлом году. Мы отмечали его в заснеженном городе Суздаль, у моего доброго друга Вадима Дымова. У него там прекрасный дом. Новый год получился настоящим, добрым, что называется «в лучших традициях»: была баня, игры, телевизор. Единственное, о чем я жалею - 1 января мы были вынуждены оттуда уехать. А так, конечно, дня на три можно было бы там застрять, тем более что Вадим очень радушный хозяин. Если бы не уехал в Барселону, был бы рад повторить.
Фотограф: Елена Павлова
Автор: