Корзина
Нравится

Александр Васильев о смутном времени мировой моды

21069
Александр Васильев о смутном времени мировой моды

Александр Васильев — человек множественных талантов и неотразимого обаяния. За ним по пятам следует целая свита помощников и восхищенных поклонниц. «Женщины делятся на два типа: одни любят Александра Васильева, другие с ним еще не встречались», — говорит наш герой. Повышенное внимание его не раздражает. Напротив, оно ему жизненно необходимо. И ради этой народной любви он готов работать неустанно: писать одну книгу за другой, колесить по Европе с лекциями, осыпать комплиментами влюбленных в него домохозяек, подсовывающих под руку бумажки для автографов, и при этом всегда оставаться в приподнятом настроении. Вот и наше интервью началось в двенадцатом часу вечера, в финале очередного сумасшедшего дня. Обсуждали актуальные новости: громкие отставки, тихие конфликты и свежие тенденции.


Одно из самых важных для индустрии событий – Недели моды. Как Вы относитесь к московским?

Очень хорошо. Недели моды – это похвально и важно. Раньше, когда у меня было больше времени, я часто посещал показы. Но, честно сказать, я не вполне одобряю, что в Москве две Недели моды: из-за этого им приходится соперничать, в верхах там вечно кто-то ссорится, даты проведения переносятся туда-сюда.
Я понимаю, тут большую роль играет эгоизм: по одну сторону - господин Шумский, по другую - господин Достман. Каждый хочет доказать свою уникальность и некоторое превосходство. Но я бы советовал им сесть за стол переговоров. Это важно не только для российской моды, но и в масштабах мировой индустрии. Пока две отечественные Недели моды не объединятся, иностранные журналисты никогда не будут ездить в Москву. Скажите, ну кто готов потратить на этот холодный снежный край целых две недели? Одну – куда ни шло, вытерпеть можно.

В этом году противостояние двух Недель моды дошло до абсурда. У них даже афиши до смешного похожи: девушка в узком платье на фоне дорогой машины. Не говоря уж о том, что показы проходили в одни даты, что создало массу неудобств для всех – и для прессы, и для дизайнеров, и наверняка, для самих организаторов. Похоже на ультиматум: или Volvo, или Mercedes.

Именно так. В результате, кому удалось посетить все показы? Разве что, людям праздным. А как же профессионалы? Может быть, надо сократить количество участвующих в Неделях моды дизайнеров? Оставить только тех, кто действительно достоин собственного показа. Остальных тоже можно не обижать: устраивать презентации их коллекций в другом режиме -  в шоу-румах или показывать видео онлайн. Не считаю нужным непременно посещать показы некоторых дизайнеров-однодневок, а таких у нас сегодня немало. Я также против того, что сейчас некоторые дизайнеры счастливы даже плохой заполняемостью зала. Я категорически против шоу, куда приходят только друзья и родственники модельера. Это не та публика, которая нам нужна.

На дефиле лучшие места должны быть у баеров, журналистов, аналитиков моды. А с аналитиками у нас, сами знаете, не густо. Можете мне назвать хотя бы пару-тройку? С байерами лучше: есть те,  кто делает закупки в Милане и Париже для Bosco или ЦУМа. Но многие ли из них закупают коллекции отечественных дизайнеров? А ведь дизайнер должен продаваться и, уверен, некоторые русские модельеры готовы работать на массовом рынке. Не поддерживаю я и тех, кто делает показы только ради перформанса. Ну вот сделал он шоу в клубе, а дальше что? Мне жаль этого человека - он потратил время зря. Мне жаль этих манекенщиц - они тоже бесцельно потратили уйму времени. Мода – это все-таки про деньги. Поэтому я за то, чтобы дизайнеры делали коллекции, ориентированные на продажу.

 

 


У Вас есть фавориты среди российских дизайнеров?

Конечно. Мой главный фаворит – Кирилл Гасилин. Считаю, он самый талантливый, самый перспективный. Он делает очень правильные коллекции и, что особенно важно, ему удается их продать. Еще мне нравится Вика Газинская, Гоша Рубчинский – он тоже очень талантлив.

Считаете, они многого добьются?

А вот этого я сказать не могу. Никто не знает будущего. Мы надеемся. Мы бы хотели, чтобы они добились многого, но ведь множество факторов может этому препятствовать – здоровье, любовь, безденежье, наркотики, алкоголизм, невезение или, наоборот, везение, организованность, характер. У всех по-разному. Кто-то любит прессу, а пресса любит его, как в моем случае – про них и пишут много. Кто-то боится журналистов, избегает их, не хочет фотографий и не умеет позировать – о них и писать нечего. А это, знаете, тоже одна из составляющих успеха.

От молодых дизайнеров давайте перейдем к заслуженным. Пожалуй, самый громкий скандал последних месяцев – увольнение Джона Гальяно. Что же там все-таки произошло?

Я думаю, что Гальяно ушли - этот конфликт был спровоцирован. Конечно, я не присутствовал при ссоре Джона с посетителями кафе La Perle, но кое-какие ее обстоятельства кажутся мне подозрительными. Например, качественная видеозапись момента, когда Гальяно произносит стоившее ему карьеры "I Love Hitler". Вот, что странно: когда человек снимает на камеру мобильного телефона, у него трясется рука. А уж при столь шокирующих фразах он обязательно как-то среагирует – например, камера  дернется. А здесь она была зафиксирована, словно стояла на штативе. А изображение? Оно откадрированно! Для меня это элемент подвоха.

Мы никогда не узнаем, что было сказано до того, как Джон стал реагировать так бурно. Откуда нам знать, быть может, за кадром Гальяно называли цыганом. Я считаю его очень талантливым человеком, блестящим дизайнером. Убежден, что мода с его уходом многое потеряла.  И как правильно сказала Сьюзи Менкес, обозревательница "International Herald Tribune" и, между прочим, еврейка: "Личные взгляды не должны влиять на карьеру. Мы не знаем, были ли Рембрандт, Поль Пуаре или Ренуар антисемитами. Разве это имеет значение, когда они сделали так много потрясающе талантливых вещей?" Я предполагаю, что уход Гальяно плохо отразится и на продажах Dior. Ему на смену пришел Рикардо Тиши – талантливый дизайнер, но увы, не гениальный.

Непросто ему придется. Как думаете, какой будет его первая коллекция в новом качестве креативного директора Dior?

Даю руку на отсечение, что она будет посвящена Кристиану Диору. Это непременно будут классические силуэты new look, сдержанные цвета, чтобы вся пресса воскликнула: "Как изящно! Он вернулся к истокам Dior". И я думаю, что коллекция будет посвящена Лиз Тейлор, которая была клиенткой Диора. Тиши сделает коллекцию в ее память, а значит, будут длинные стрелки на веках, черные волосы, укладочки, шпилечки… И все скажут: "Ах, это классика!" Таков мой прогноз, прогноз историка моды. Подтвердится он или нет - увидим через несколько месяцев.



А что же будет с Джоном Гальяно – сумеет ли он вернуть себе доброе имя?

Знаете, он заработал так много денег, что сейчас может и отдохнуть. Возможно, его ждет судьба Тома Форда, который сначала делал ароматы, затем увлекся кино, а потом вновь вернулся в моду. Быть может, события будут развиваться и по другому, менее предсказуемому сценарию. Но в любом случае, если Гальяно вернется, то не сразу -  сейчас ему нужно выждать время.

Пока скандал довольно свежий, всех интересуют подробности, но скоро он начнет утихать и окончательно потеряет актуальность, как только выйдет провальная коллекция нового дизайнера. Но Dior не позовут Гальяно обратно. Что касается продолжения карьеры, то у Джона остался модный Дом John Galliano, который отчасти принадлежит ему, а отчасти концерну LVMH. В отличие от доброго имени Гальяно, этот бренд пока не уничтожен, а значит Джон сможет продолжить создание коллекций.

Поговорим о других громких отставках. В последние месяцы во многих глянцевых изданиях произошли кадровые перестановки. Свои места покинули Эвелина Хромченко, Алена Долецкая, Карин Ройтфельд. Неужели их так сильно манили новые горизонты?

Нет, их всех уволили.

Постойте, а как же официальная версия, по которой, скажем, Карин Ройтфельд ушла, ради новых проектов?

Это не так. Алена сказала то же самое, но в действительности, ее съели, как и Карин. Почему? Время от времени, возникает желание обновить кровь. Все надеются, что новое будет лучше старого. Ну а в деле с Эвелиной издатель, мне кажется, просто предпочел сэкономить на редакторе. Это мое личное мнение: легче ведь держать в этой должности жену, которой и платить не надо, чем Эвелину, которая хочет летать первым классом и жить в Ritz. Но вы не волнуйтесь, она не пропадет – Эвелина большой профессионал и очень умная женщина.


Дизайнеры никогда не станут шить на моделей с корпулентными фигурами по одной простой причине: одежда на них сидит плохо.

С Аленой Долецкой я тоже хорошо знаком: когда-то я был корреспондентом Vogue в Париже. Мне кажется, она была потрясающим редактором, очень гламурным, мудрым. Думаю, она просто не нашла общего языка с одним из членов руководства, чьего имени я сейчас назвать не могу. Вероятно, то же произошло и с Карин. Понимаете, они занимали эти должности долго. Добровольно такое кресло никто не покинет, поэтому потребовались кровавые меры. Будет ли это лучше для Vogue или L’Officiel –  судить читателям.

Когда за плечами остался Vogue, может ли карьера пойти в гору, или впереди только спад?


Я думаю, что Алена Долецкая встанет у руля нового глянцевого издания. А Эвелина, надеюсь, все же вернется в L’Officiel. Сейчас она «на контракте» уже в другом издании, но суд по делу об ее увольнении не закончился – его результаты должны все расставить по местам.


Да уж, все меняется. В том числе и стандарты красоты. И до чего стремительно! В прошлом году все восторгались пышной Кристал Ренн и предрекали, что скоро на подиумах будут властвовать модели plus-size. Но сегодня мы видим прямо противоположное – в моде андрогинная внешность.

Дизайнеры никогда не станут шить на моделей с корпулентными фигурами по одной простой причине: одежда на них сидит плохо. В идеале, вещи нужно показывать на вешалке, которой и выступает андрогинная модель. Думаю, мы приходим не только к андрогинности во внешности, но и к явному унисексу в одежде.



А как вообще рождаются тенденции? Помните, в прошлом сезоне в моде были ободки, имитирующие уши - зайца или Микки-Мауса? Так вот, некоторые психологи говорили, что это подсознательная реакция на финансовый кризис – стремясь защититься от стресса, люди демонстрируют звериную натуру. А какие социальные или политические явления влияют на моду сейчас?

Думаю, скоро мы увидим очень много моделей дальневосточного типа – хрупких девушек с раскосыми глазами. Это станет откликом на цунами в Японии. Скорее всего, на подиумах вновь разыграется «Буря в пустыне» - вернется стиль милитари, вследствие войны с Ливией. Думаю, милитари надолго останется на пике – в очень уж неспокойное время мы живем.

Каков механизм этих модных «флэш-бэков»?

Мода возвращается раз в 25 лет и раз в 50 лет. Такой цикл. Это не математика, это жизнь. Я расскажу, как это работает. Чтобы мода определенной эпохи вернулась, нужно, чтобы выросло поколение, которое в те годы не жило. Например, у Вас сейчас прическа в стиле 80-х годов. Тогда такой кок был безумно модным. Но Вы-то носите его сейчас, потому что никогда прежде его не носили и такая прическа кажется вам оригинальной. А те, кто жил в 80-е, прекрасно помнят эту укладку и их не так-то просто убедить вернуться в то время. Но Вы – другое поколение, Вам хочется пережить то, что другими уже давно пройдено. Смена поколений для моды чрезвычайно важна.
 
Получается, ничего нового придумать нельзя?

Можно! Новые ткани, цветовые сочетания, новые способы крепления. Например, Альбер Эльбаз ввел моду на молнии, словно нашитые сверху, а не вшитые внутрь. До него подобного никто не делал, это считалось техническим недоделом. Современные дизайнеры используют ткани с таким составом, которого раньше не использовали. Есть новая фурнитура для обуви и сумок, новые виды косметики. Вокруг масса нового, о чем раньше и подумать было нельзя. Разве я мог представить, что однажды буду сидеть в московском кафе с девушкой, на которой будет футболка с моим изображением? Для меня сидеть и смотреть на собственную физиономию в цилиндре – очень новое ощущение. Смотрите, я тут похож на персонажа с этикетки виски «Johnnie Walker». Самое интересное, что на этом фото я даже не позирую – меня просто сфотографировали на улице в Париже.

Рада, что Вам понравилось. У вас, кстати, тоже прекрасный наряд. Расскажите, где вы одеваетесь?

Я одеваюсь в Лондоне, Париже, Милане, Гонконге, как ни странно, в Вильнюсе  - в самых разных местах. Это связано, во-первых, с размерами: не во всех странах я нахожу вещи, которые подходят для моих пропорций, и тех цветов, которые люблю. Подход к шопингу у меня простой: я покупаю вещи, которые мне нравятся. Недавно купил во Франции этот шарфик оранжевых тонов, он двусторонний, это шелк, шитый вручную, простеганный. Это марка Fragonard, знаменитая одноименными духами. Я купил его, потому что мне постоянно нужно что-то новое. К тому же, оранжевый цвет на пике моды, а у меня в гардеробе таких тонов еще не было. Я же не хочу отставать от тенденций.

Тужурку из панбархата я купил в Гонконге. Рубашки, как правило, покупаю в Лондоне, марки Dechamps. Туфли у меня Ferragamo, трусики - Burberry, а брюки – элементарная Zara, у них есть патронка, которая хорошо садится на мою форму бедер. А вот серебряная брошь с моими инициалами – АВ. Я купил ее на блошином рынке в Париже, это винтажная вещь XIX века. Возможно, имелся ввиду не Александр Васильев, а кто-то другой, но мне эта вещица очень подходит по характеру. Эту оправу я купил в Вильнюсе, а стекла заказал в Будапеште, потому что у меня два разных глаза, которым надо делать разные линзы. Что еще? Кольца. Одно с сердоликом, персидское, в серебре. Другое – грузинское, тоже старинное, и тоже в серебре. Завершает мой образ черный плащ от Brioni. Теперь точно все, я Вам все рассказал.



О своем образе – да. А теперь, пожалуйста, дайте рекомендации другим. Итак, какие пять вещей обязательно должны быть в гардеробе мужчины и женщины этой весной?

Я думаю, что у всех должна быть футболка, это обязательная вещь. Обязательно должна быть большая белая рубашка - это сейчас очень популярно. Кстати, вы можете эту рубашку комбинировать с футболкой. Я всем рекомендую иметь светлые джинсы, чуть-чуть потертые. Деним – это очень яркая тенденция. Советую купить шляпу «трилби» с высокой тульей и низкими ободками – такие были необычайно модны в 60-е. А также всем, решительно всем рекомендую очки Ray-Ban, классическую модель Wayfarer. Ну, вот видите, я же говорил – унисекс.

Фотограф: Андрей Башлыков

Автор: