Но выставка может быть интересна не только специалистам. Многие из экспонатов помогают иначе взглянуть на историю русской культуры и заполнить пробелы в знаниях о ней. Мы собрали несколько популярных заблуждений, которые помогает развеять эта выставка.
Дети крестьян играли с матрешкой
Нет. Матрешка появилась только в конце 19 века. Впервые она появилась в мастерской «Детское воспитание» Мамонтовых в конце 1890-х годов. Ее создателями считаются художник Малютин и токарь Звездочкин. Первая матрешка - это крестьянская девочка в сарафане. Все последующие фигуры - крестьянские дети в простых одеждах. Впервые игрушка была представлена в 1900 году в Париже. Она так понравилась иностранцам, что постепенно стала одним из главных национальных русских образов.
Царский двор России копировал Запад
Не совсем. На французском и английском русские монархи говорили свободно, но русских традиций не забывали. К примеру, на грандиозные празднования 300-летия дома Романовых были приглашены десятки гостей, которым надо было облачиться в одежды прошлого времени эпохи царя Алексея Михайловича. Стилистика праздничных балов была прекрасно выдержана. Костюмы для бала шились заранее. К работе над пошивом привлекали не только мастеров, но и историков, которые следили за тем, чтобы не было допущено ошибок. Богато украшенные кокошники, реплики старинной обуви, великолепные украшения запечатлены на многочисленных фотографиях костюмированного бала.
Главная работа Врубеля - в Третьяковке
Вопрос спорный, к которому можно привлечь искусствоведов, но факт в том, что Михаил Врубель был известен при жизни и как создатель удивительных каминов. Особую славу снискал майоликовый камин «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича» (1899), выполненный в Абрамцевской гончарной мастерской. Он был представлен в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Сам павильон был оформлен в ярком, хорошо читаемом национальном духе по эскизам Константина Коровина и Александра Головина.
Модерна в России не существовало
Нет. Это не так. Ар нуво во Франции и Бельгии, модерн в Англии, югендстиль в Германии, сецессион в Австрии были очень популярны. Но в России модерн был скроен по собственным лекалам. В новой постоянной экспозиции Музея декоративно-прикладного искусства можно увидеть произведения из дерева, металла, стекла, керамики, образцы тканей. Все эти экспонаты наглядно демонстрируют, как происходила интереснейшая эволюция от копирования мотивов народного искусства до трансформации в новую пластическую систему русского модерна.
Фольклор сейчас не в моде
Совсем нет. К примеру, набивные ткани время от времени появляются в коллекциях многих западных дизайнеров. Прямое копирование вышитых элементов позволяют и русские модельеры. К примеру, в сравнительно недавних коллекциях Модного дома Ульяны Сергеенко много подобных моделей. Вышивки выполнены на высшем уровне. Несколько предметов верхней одежды, а также вечерние платья можно увидеть и в рамках московской экспозиции Музея декоративно-прикладного искусства.
Фотограф: свободные интернет-источники
Автор: