Напомним, 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге активисты группы "Война" нарисовали 65-метровый фаллос на Литейном мосту перед его разведением. И когда мост развели, радикальное произведение стрит-арта "встало" прямо напротив окон здания ФСБ в Петербурге. Рисунок размером 65 на 27 метров был выполнен группой всего за 23 секунды. На акции активист Леонид Николаев был задержан, затем его отпустили. С 15 ноября 2010 года лидеры группы Олег Воротников и Леонид Николаев находились под стражей, им было предъявлено обвинение в хулиганстве в связи с другой питерской акцией, "Дворцовый переворот", когда они перевернули несколько патрульных милицейских машин. В феврале они были выпущены под залог (деньги собирали всем миром при участии британского художника Бэнкси).
С выдвижением на премию произведения группы "Война" было связано немало скандалов. Произведение хотели исключить из шорт-листа, что вызвало крайне негативную реакцию Жюри, а идеолог группы "Война" Алексей Плуцер-Сарно, находящийся в изгнании, назвал награду "деньгами мафиозной власти, которая кидает их, как подачку в кормушку художникам". По слухам, конфликт был разрешен при участии Министра культуры РФ Александра Авдеева, который поддержал Жюри, опубликовавшее открытое письмо на сайте ГЦСИ. Сами участники группы "Война" к премиям относятся прохладно, считая тюремное заключение своей главной "премией-номинацией", но гордятся тем, что "перенесли в искусстве акцент на само произведение и снова показали, что главные события – это не выставки и тусовки, а сами работы."
Еще один небольшой конфликт был связан с номинацией на главную премию Андрея Монастырского с проектом "Коридор КД". Против этого выступил Георгий Кизельватер, член-основатель группы "Коллективные действия" (КД) с 1976 по 1989 гг и автор некоторых документов, вошедших в инсталляцию. Правда, через 5 дней Кизельватер свои претензии отозвал.
Кроме Монастырского и группы "Война" на премию за "Произведение визуального искусства" номинированы также Ирина Корина, творческое объединение "Куда бегут собаки", группа "Синий суп".
На выставке попытались реконструировать также проекты в номинации "Новая генерация": "экспозицию пустоты" Ани Желудь, осуществленного в галерее "Риджина" проекта Арсения Жиляева "Разумный эгоизм", инсталляцию "Зал ожидания" Максима Свищева, фрагименты интервенции "Твой ход" художника Radya, а также эротичные попытки ловли яиц Полины Канис.
В номинации "Кураторский проект" в шорт-лист премии "Инновация" вошли "Glob(E)Scape" Дарьи Пыркиной, "День открытых дверей.Особняк-гимназия-клиника-музей.Российское искусство 1989-2009 из коллекции ММСИ]" Юрия Аввакумова, "Индпошив" Марины Лошак, "Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70–80-е годы ХХ века" Александры Даниловой и Елены Куприной-Ляхович, а также "Русские утопии" в "Гараже" Юлии Аксеновой и Татьяны Волковой.
Финалистами номинации "Региональный проект" стали 1-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, воронежский проект "Живой музей перформанса", новосибирская акция "Монстрация-2010" Артема Лоскутова, калининградская программа "Фотофобия-3" и 1-я южно-российская биеннале современного искусства, которая прошла в Ростове-на-Дону.
В номинации "Теория, критика, искусствознание" в финал вышли следующие книги: "ZEN d’АРТ. Гендерная история искусства на постсоветском пространстве: 1989–2009" Наталии Каменецкой и Оксаны Саркисян, "Знаменитые обсуждения СИНЕ ФАНТОМ" Глеба Алейникова, Елены Кабанковой, Степана Лукьянова, Андрея Сильвестрова, Олега Хайбуллина, Бориса Юхананова, Александра Дулерайна, "История Российского видеоарта. Том 1-3" Антонио Джеуза, "Русское арт-зарубежье. 2-я пол. XX–начало XXI века" Зинаиды Стародубцевой и "Теория образа" Елены Петровской.
Лауреатами в номинации "За творческий вклад в развитие современного искусства" уже названы Илья и Эмилия Кабаковы,премию "За поддержку современного искусства России" получил коллекционер и издатель Герман Титов.
Итоги конкурса будут подведены на круглом столе 25 апртеля.
Автор: Эльвира Тарноградская