Впервые в России Московский музей современного искусства совместно с компанией Quintessentially представил персональную выставку немецкого фотографа Ральфа Касперса (Ralf Kaspers).
Ральф Касперс родился в 1957 году в Дюссельдорфе, там же с 1977 по 1982 годы изучал фотографию и графику в Академии визуальных искусств. Касперс органично влился в состав знаменитой дюссельдорфской школы концептуальной фотографии. В Москве уже проходили выставки её наиболее известных представителей – Бернда и Хиллы Бехеров (2010), и Андреаса Гурски (2008). Ральф Касперс работает с чрезвычайно широким диапазоном сюжетов. С одной стороны, ему близки монументальные темы – природа, городские виды и архитектура, снятые в самых разных точках планеты, от Токио до Нью-Йорка, от Бангкока до пустыни Серенгети. Среди знаковых кадров Касперса – такие грандиозные "церемониальные" сооружения, как Стоунхендж, нью-йоркская Фондовая биржа и московский стадион "Лужники". Но фотографа интересует и нечто совершенно противоположное – орнаментальный микромир, состоящий из бесконечных сочетаний одинаковых мелких предметов. Объектом пристального рассматривания сквозь объектив может стать всё что угодно – мухи, чёрная икра, обрезки ногтей, пустые гильзы, золотые слитки, пули для автомата Калашникова, купюры достоинством в 500 евро… Постоянная смена тем и сюжетов даёт автору возможность исследовать важнейшие художественные категории – форму, фактуру, ритм. Однако сосредоточенность на изобразительных качествах не мешает Касперсу обращаться к "вечным" вопросам о добре и зле, религиозных верованиях, исторической вине или искушениях богатства. Последняя тема появляется у художника в нескольких трактовках: это и панорамы торговых залов на фондовых биржах Нью-Йорка, Токио и Франкфурта, и композиции с чёрной икрой или золотыми слитками, и "твердыня" под названием "Один миллион евро", и многое другое. Занимает Касперса и проблема исторической морали: одна из самых известных его работ – "Документ F321"(2007) – представляет собой снимок потрёпанного временем отчёта о немецких концлагерях, подготовленного к началу Нюрнбергского процесса.
По тому же принципу создан и "Стадион “Лужники”" (2008). Здесь изображено реальное место, но цифровая обработка привела к тому, что наибольшее впечатление производит чистота геометрии – сочетание форм квадрата, круга и овала. На этой фотографии стадион пуст, но в других работах Ральфа Касперса людям находится место. Они редко показаны портретно, а чаще стоят толпами у камней Стоунхенджа или Кремлёвской стены. Зритель может легко почувствовать себя одним из персонажей, мысленно преодолеть границу изображения и войти в его пространство. Этот опыт смогут пережить посетители нынешней выставки в Московском музее современного искусства, которая открывает новые грани творчества Ральфа Касперса, позволяя глубже проникнуть в его удивительный предметный мир.
Выставка открыта: 8 ноября-12 декабря 2010 года
Автор: