В галерее Татинцяна, которая уже не первый раз привозит в Москву мировых звезд современного искусства, открылась выставка абстракциониста Питера Хелли, вдохновленная русской иконописью. Это тем более интересно, если учесть, что на протяжении своей почти тридцатилетней и весьма успешной карьеры сухой постструктуралист Питер Хелли пишет одинокие квадраты флюоресцентными ядовитыми красками.
Классическая работа Питера Хелли представляет из себя несколько квадратов (клетей), соединенных изогнутой геометрической линией (проводом). Клеть (если с решеткой) или камера (если без нее) символизирует все, что угодно – тюрьму, квартиру, машину, ограниченное пространство человеческого сознания. Невзирая на кажущееся отсутствие границ в современном мире, по Хелли, мы все узники, безропотно занимающие ту ячейку, которую установила нам безликая общественная классификация. Питер Хелли, изобретатель neo geo или геометрического концептуализма, по сути, и не абстракционист вовсе: его картины – это портреты людей, мирно уснувших в Матрице, которым через трубку доставляют все необходимое, пищу, информацию, эмоции. Эту безрадостную социально-псиологическую картину нарисовал еще французский философ Жан Бодрийяр почти 40 лет назад, но Хелли, похоже, до сих пор все никак не может успокоиться.
Питер Хелли - художник, историк искусства, философ, автор статей и монографий, увлечённый преподаватель, всегда преследуемый стайкой внимающих ему студентов, удачливый издатель. Питеру Хелли повезло с рождения – он из семьи, принадлежащей к высшему политическому истеблишменту Америки. Его отец Рудольф Хелли возглавлял сенатский комитет по борьбе с организованной преступностью и был лично знаком с президентами Ф.Рузвельтом и Г.Трумэном. Питер получил блестящее образование. Сначала – в Массачусетской Академии, где были сильны традиции Баухауза и стимулировался интерес к творчеству лидеров американского абстракционизма – Джексону Поллоку и Фрэнку Стелле. Затем - факультет искусств Йельского Университета. Далее – Университет Нового Орлеана. С начала 1980-х – Хелли в Нью-Йорке, где начинается его собственная креативная карьера: проходят первые выставки, издаются первые искусствоведческие исследования. Уход в абстракцию был способом спасения от наступающих по всем фронтам нашей жизни грязи, мусора, заразы. “Атмосфера в студии современного художника должна быть такой же чистой как на горном пике, покрытом вечными снегами. Холод убивает микробы”, - писал Theo van Doesburg“. Со второй половины 1990-х годов к Хелли приходит международное признание и начинается активная выставочная деятельность по всему миру.
С дисциплинированной точностью Хелли, продолжает демонстрировать нам флюоресцентные прелести квадратно-гнездовой унификации. Флюоресцентной – потому что естественных цветов более не существует, все искажается галогеновыми лампами и светом монитора. Ощущения от просмотра живописи Хелли – как от просмотра телевизионной сетки, когда все телепередачи закончиваются, щемящее и неуютное. Даже огромные квадратные блоки золотого цвета на картинах Питера Хелли, позаимствованные, кажется, у русских икон, больше похожи на серый телевизионный снег, выкрашенный в золотой цвет. Как будто слышишь звук, когда открывается окно "This page cannot be displayed". И что? И ничего. Очевидно, именно этого и добивался художник.
Автор: