"Не каждый день у нас открывается новый государственный музей", - сказала Ольга Свиблова, директор Московского Дома Фотографии, чьи выставки и фонды теперь разместятся в МАММ. Открытие роскошного Мультимедиа Арт Музея на Остоженке (на месте прежнего Московского Дома Фотографии) вызвало в столице легкий ажиотаж. В субботу 9 октября по Остоженке было не пройти и не проехать. Увидеть своими глазами новый музей съехалось все многочисленное арт-сообщество. И не только. Музей оказался шокирующе прекрасным: даже самые прожженные циники от искусства, от которых никто никогда не слышал доброго слова, захлебывались от восторга, расхваливая новое детище Ольги Свибловой.
Повсюду звучали эпитеты вроде "новый Гуггенхайм". Хотя сама Ольга Свиблова сравнений с музеем Гуггенхайма не любит, поскольку считает его для зрителя неудобным, Мультимедиа Арт Музей действительно имеет аналогичную с ним вертикальную структуру. 4 надземных уровня, 3 подземных, 2500 кв. м выставочных площадей, - и все для зрителя очень удобно.
Внутреннее пространство музея выполнено с оглядкой на традиции русского авангарда 20 в., в частности конструктивизма. Архитектор Андрей Боков, реконструировавший здание, считает, что "музей - одна из ипостасей храма", а музей вертикальной структуры - самый близкий родственник храма. Действительно, очутившись в белоснежных просторных залах МАММ испытываешь чувство сродни религиозному. Как патриотично заметил Гари Татинцян, "невозможно поверить, что это построили русские". Музей открылся сразу тремя выставками: два зала было отдано под "Избранное из фондов МДФ", где демонстрировали хрестоматийные фотоработы Родченко, Степановой, Бальтерманца. Этажом выше разметилась выставка фотопортретов Иосифа Бродского, сделанных Сергеем Бременьевым, там же демонстрировали фильм Андрея Хржановского, посвященный поэту, с Юрским и Фрейндлих в главных ролях. В остальных залах разместилась привезенная из Центра Помпиду выставка "Флюксус. Поживем, увидим...". Художники движения Флюксус в 60-е раздвинули границы искусства, сделав его свободным, их перформансы, инсталляции и видеоарт давно уже стали классикой, впрочем, современное искусство не очень далеко продвинулось с тех пор. Глядя на разнообразные экспонаты (теннисные мячики на рояльных струнах, пластмассовые цветы, вырастающие из сидения унитаза под многозначительным названием "Игра в шахматы", видео, транслирующее непрерывное движение голых ягодиц, данных крупным планом) лучше начинаешь понимать, почему Дэмьен Херст показывал на своих выставках лекарства, а Олег Кулик был собакой. Все-таки, искусство - это чертовски весело.
Для всех торжественное открытие было назначено на 11 октября, но для членов клуба Prime и избранных гостей сделали preview в субботу. Поздравить Ольгу Львовну Свиблову с открытием посчитали нужным: первый заместитель мэра Людмила Швецова, вошедшая в short-list кандидатов на пост мэра Москвы, глава Capital Group Владислав Доронин, пришедший, правда, без своей возлюбленной Наоми Кэмпбелл, Леонид Михельсон (ОАО "Новатэк"), Илья Рябый, глава представительства Master Card в России и многие другие. Художник движения Флюксус Бен Вотье устроил на первом этаже необыкновенный перформанс: собирал детские кубики, играл на рояле, жег ноты, пил водку и обливался водой. Тем временем на крыше музея, откуда открывается потрясающий вид на Кремль и старую Москву, играл Игорь Бутман и продолжался фуршет для гостей. Среди них были замечены: Андрей Малахов, Дарья Спиридонова, Софико Шеварнадзе, Владимир Глынин, Тусси Чоговадзе, Василий Церетели с супругой, Иосиф Бакштейн, Константин Ремчуков, Дмитрий Гутов, Дмитрий Ханкин, Николай Молок, группа художников AES+F, Dj List и группа дизайнеров Fresh Art.
Автор: Эльвира Тарноградская