С 25 октября "Автопортрет" великого художника эпохи Возрождения Джованни Беллини (1500 г., Музей Капитолия, Рим) будет находиться в диалоге с грандиозным видеопроектом группы AES+F "Allegoria Sacra" в рамках 4-й Московской Биеннале Современного Искусства и Года Италии в России.
Видеопроект группы AES+F "Allegoria Sacra" завершает трилогию, построенную на диалоге современного и классического искусства. Первая часть трилогии AES+F, под названием "Последнее восстание", стала сенсацией на 52-й Венецианской Биеннале 2007 года. Она отсылала к творчеству великого живописца XVII века Караваджо. Вторая часть – "Пир Трималхиона" с успехом показанная в Венеции двумя годами позже, интерпретировала главу из романа великого древнеримского поэта Петрония Арбитра "Сатирикон". Демонстрация "Автопортрета" Беллини в непосредственной близости с заключительной частью трилогии, вдохновленной самой загадочной картиной "Священная аллегория", стала кульминационным моментом проекта.
По версии исследователей, в знаменитой "Священной аллегории" Беллини изобразил Чистилище на берегу Стикса или Леты, где души умерших ждут решения, куда они будут направлены высшим судом – на небеса или в ад. Художники AES+F создали свою версию "Allegoria Sacra", в которой метафорой Чистилища становится международный аэропорт, а персонажи Беллини – Святой Себастьян, кентавр, сарацин-мусульманин, предполагаемы апостол Петр с мечом – оживают в образах случайных пассажиров, ожидающих рейсов.
Атмосфера неясности, хрупкости и тревоги в произведениях Джованни Беллини созвучна нашему времени, а его визуально-философские ребусы до сих пор задают исследователям и зрителям вопросы, на которые каждое новое поколение ищет ответы. Размышление на эти темы – залог выживания человеческой цивилизации. Гегель сказал: "История учить только тому, что она ничему не учит", однако реальность, в которой мы живем, наполнена историческими и новыми мифами, а поиск ценностей, необходимых для выживания сегодня и прогнозирования будущего, - живой динамичный процесс.
Творчество Джованни Беллини (1430-1516) превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный Флоренции и Риму, его живописный стиль сформировал "венецианскую школу живописи", двое из его учеников – Джорджоне и Тициан – стали величайшими мастерами Высокого Возрождения. Помимо классически упорядоченных алтарных картин Беллини оставил после себя некоторое количество портретов, которые предшествовали расцвету этого жанра в живописи XVI века.
"Allegoria Sacra" как нельзя лучше доказывает, что даже самое актуальное произведение искусства должно пираться на глубокий исторический фундамент. И в начале XXI века шедевр Беллини, выставленный в одном зале с футуристическим мультимедийным проектом, становится частью современного культурного контекста.
Автор: