"К вывозу из СССР разрешено …" Московский нонконформизм из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, музеев и частных коллекций
Выставка посвящена одному из самых интересных явлений, сформировавшемуся в художественной жизни советской Москвы в середине 1950-х годов с наступлением "хрущевской оттепели". Московский нонконформизм (в искусствознании и критике называемый также "вторым авангардом", "другим искусством" или "андеграундом") – социально-художественное течение, объединявшее самый широкий круг художников, нередко с прямо противоположными творческими кредо.
В поисках нового пластического языка, нонконформисты обратились к художественным экспериментам, выбрав в качестве источников вдохновения русский авангард и древнерусское искусство, а также различные направления западного модернизма, вступив в откровенное противоречие с официальной художественной доктриной.
После известного посещения Н.С.Хрущевым и публичного разгрома произведений на выставке "30 лет МОСХ" в 1962 году, экспериментальное творчество многих художников получило статус запрещенного искусства. Отвергнутые властями художники сформировали уникальную неформальную субкультуру, исчезнувшую с распадом СССР и открытием "железного занавеса". Те, кто не был принят ни в один официальный творческий союз, были вынуждены заниматься тяжелым трудом, чтобы прокормить себя - работали дворниками, кочегарами, грузчиками. Другим приходилось вести двойную жизнь – официально заниматься иллюстрированием книг, а все свободное время посвящать подпольному творчеству. Такое искусство могло быть показано только друзьям на тайно организованных квартирных выставках, которые всегда были рискованным и опасным предприятием.
Тем не менее, неофициальное творчество вызывало большой интерес у публики, так же как и самиздатовские книги или стихи запрещенных поэтов - "маргиналы от искусства" привлекали многочисленных сторонников, занимавших очереди на закрытые и полуофициальные выставки, а также ценителей среди коллекционеров и дипломатов, активно приобретавших их работы и вывозивших произведения за рубеж.
На картины, не признанные художественной ценностью, Министерство Культуры ставило знакомую и столь ценимую сегодня печать "Разрешено к вывозу из СССР". Так многие, в том числе ключевые произведения нонконформистов, были вывезены за пределы Союза и положили начало всемирно известным частным и музейным собраниям неофициального советского искусства.
Несмотря на безвозвратно ушедшее время и угасание движения нонконформизма в 80-е годы, живой интерес к нему сохраняется до сих пор – организуются выставки, круглые столы и конференции, посвященные нонконформизму, российским коллекционерам удалось сформировать серьезные собрания произведений этого периода, в том числе приобретая вещи, вывезенные когда-то за границу.
Организаторы выставки в фонде поставили перед собой задачу вновь рассмотреть феномен московского нонконформизма, продемонстрировать своеобразие художественных практик и неоднородность этого течения, положившего начало современному русскому искусству. На выставке представлены около ста пятидесяти произведений живописи и графики. В основе экспозиции – произведения из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, к участию в выставке приглашены частные и музейные собрания.
"Игорь Пальмин. Past perfect". Фотография из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных
Пальмин – уникальный мастер, известный своим "фотографическим универсализмом" (термин Анатолия Стригалева). Создатель одной из самых масштабных фотографических хроник художественной жизни Москвы 1970-1980-х гг. и целой галереи так называемых "портретов" ее участников, мастер архитектурной фотографии.
Название выставки выбрано вслед за одной из фотографических серий и очень точно формулирует главные темы и мотивы в творчестве автора.
Игорь Пальмин говорит об этом так: "Мои фотографии про время. Я хочу, чтобы оно превратилось в объект наблюдений, в пространство, вместившее всех нас с нашими заботами, нашими делами и суетой, c нашими внешностями, которые иногда приоткрывают нашу сущность, с домами, в которых мы жили и ежедневными уличными маршрутами. Я хочу вспомнить его через наши встречи и переплетения дружб, знакомств и расставаний. Для обозначения этого времени я выбираю энергичное, категорично звучащее имя - Past Perfeсt вместо неуверенно шелестящего Прошедшего Совершенного…"
В основной части экспозиции представлены фотографии, передающие атмосферу художественной жизни 1970-1980-х годов. Это и виды советской Москвы, и "репортажная" съемка таких знаковых событий, как выставки в Измайловском парке, павильонах ВДНХ "Пчеловодство" и "Дом культуры", Горкоме графиков, и уникальные кадры встреч художников в Лианозово, у коллекционеров Георгия Костаки, Александра Глезера, Леонида Талочкина.
Портреты художников, поэтов, музыкантов и композиторов, сменявших друг друга поколений – еще одна грань творчества Игоря Пальмина, представленная в собрании Фонда культуры "Екатерина". И хотя сам автор говорит о том, что он не портретист, и это, скорее, "крупные планы", "фотографии на память о законченном времени", многие из этих работ уже стали классическими образами запечатленных на них людей.
Удивительный мир мастерских художников, пойманный фотокамерой Игоря Пальмина – это уникальная возможность увидеть сегодня, как работали и жили Владимир Немухин, Дмитрий Краснопевцев, Оскар Рабин, Владимир Вейсберг, Эдуард Штейнберг и многие другие художники. Игорь Пальмин не просто фотограф-наблюдатель, как он сам сейчас о себе говорит, но и непосредственный участник всех этих событий - он был знаком или дружен со многими нонконформистами и коллекционерами неофициального искусства, и в его снимках сегодня мы чувствуем живую ткань этой безвозвратно ушедшей эпохи.
Собрание фотографии Игоря Пальмина, находящееся в коллекции Екатерины и Владимира Семенихиных, до сих пор не демонстрировалось публике в таком объеме – лишь небольшая его часть была показана в рамках выставки "Поле действия".
Это первая персональная выставка мастера, представляющая столь широкий спектр его творчества 1970-1980-х годов. В организации такого проекта, по мнению основателей фонда Екатерины и Владимира Семенихиных, давно назрела необходимость.
Автор: