Корзина
Нравится

Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР

7433
Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР

В Центре фотографии им. братьев Люмьер, обладающем огромными архивами шедевров советского фотоискусства, открылась потрясающая ностальгическая выставка, исследующая оплот литовского нонконформизма 60-х в его самом бескомпромиссном нордическом выражении.


Центр фотографии имени братьев Люмьер продолжает серию выставок, посвященных советской фотографии эпохи оттепели и следующих десятилетий. Говоря об истории советского фотоискусства, невозможно обойти вниманием Литовскую школу, которая оказала принципиальное влияние на развитие фотографии в СССР. Выставка "Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР" объединила более 250 знаковых работ трех классиков литовской фотографии - Антанаса Суткуса, Александраса Мацияускаса, Виталия Бутырина,  - участников легендарной выставки в московском Центральном Доме журналиста в 1969 году, после которой впервые в журнале "Советское фото" появился термин "Литовская школа".

Выставка "9 литовских фотографов" произвела эффект разорвавшейся бомбы. Вдруг обнаружилось, что на советской почве произрос диковинный нездешный плод. На общем фоне советской фотографии литовские авторы выделялись своеобразной национальной эстетикой, особым художественным языком с резкими ракурсами, крупными планами, деформациями, жесткой графичностью. Картины сельской жизни и городские сценки, снятые, как правило, широкоугольным объективом в резком ракурсе, были очень не похожи на репортажи советских фотографов. Их просто ошеломляло то чувство свободы, с которым литовские коллеги подходили к выбору тем и художественных приемов. На фоне довольно стандартных портретов ударников производства, строительных кранов и комбайнов на пшеничных полях портреты небритых деревенских мужиков и грустных пионеров Суткуса, натуралистичные сцены бойкой рыночной торговли Мацияускаса, а уж тем более метафизические фотомонтажи с обнаженной натурой Бутырина выделялись своей нерепродуцируемой европейскостью.

Лидер литовской школы Антанас Суткус вспоминал: "С одной стороны, мы хотели показать, что мы не Советский Союз. А с другой, для нас главным была не "национальная идея". Главным было все-таки показать человека, нашего, простого человека. Знаете, тогда не было модно снимать бедных, плохо одетых людей. Это считалось пессимизмом. Психологизм тоже оценивался как пессимизм".

Литву называли "фотографической республикой", потому что там цензуры было меньше, чем в других союзных республиках,  и оттепель продлилась дольше. Сорок лет назад только литовцам разрешили создать свой Союз фотохудожников, фотографы получили возможность зарабатывать деньги официальными заказами, издавать свои альбомы и каталоги, у них появились свои галерея, музей. Но главное - они могли посылать свои работы на международные выставки, что позволило литовцам стать частью мирового  фотографического процесса уже в те годы.  Их воспринимали равноправными участниками европейского диалога: Мацияускас в 1978 году участвует в выставке "18 европейских фотографов" в Брюсселе, и уже в следующем году его работы представлены на выставке "Современная европейская фотография" в Венеции; Бутырин в 1975 году принимает участие в "I триеннале" в Фрибурге, Швейцария; работы Суткуса показывают в Лондоне на выставке "4 литовских фотографа" в 1974 году.

Литовские фотографы тогда были законодателями моды в художественной фотографии мира. На их работы равнялись. В 70-е годы все первые места на международных выставках занимали литовцы.
Именно литовские фотомастера изменили наше фотографическое мышление: от одиночных снимков с четко выделенным сюжетно-важным элементом кадра они перешли к многоплановым композициям, к тематическим сериям и циклам.

На выставке собраны лучшие работы из знаменитых серий трех главных законодателей литовский школы.

Серия всей жизни Антанаса Суткуса "Люди Литвы", представленная на выставке, охватывает две основные темы его творчества – портреты современников, в основном простых деревенских людей и сцены их повседневной жизни. Его портреты и репотажно-жанровые снимки – это своего рода притчи. Документальность, подкреплённая очень высокой техничностью, остротой видения и великолепного чувства момента делают его снимки духовной фотолетописью эпохи, эпосом о  простых людях, живущих своей жизнью.

Знаменитые серии Мацияскуса - "Демонстрации", "Литовские деревенские рынки" и "Ветеринарные клиники", - которые будут впервые показаны в полном объеме, произвели революцию в умах целого поколения тогдашних фотографов - широкоугольник "Руссар" вмиг стал самым востребованным и дефицитным фотографическим объективом. В его руках он стал новым изобразительным инструментом, позволяющим расширить взгляд на внутренний мир и окружающую жизнь.  

Впервые за много лет Центр фотографии имени братьев Люмьер, являющийся владельцем фонда Виталия Бутырина, - одного из самых известных фотографов Литвы, которого в России знают, пожалуй, хуже всех из мастеров литовской школы, покажет на выставке большое собрание работ фотохудожника. Мастер фотомантажа, Бутырин испробовал, думается, все способы химической трансформации снимка, создавая свои визуальные метафоры.  Уникальность творческого метода Бутырина определила уникальность его архива. Каждая его фотография исключительна и неповторима, т.к. ее невозможно воспроизвести из-за необычных приемов авторской печати. На выставке будут показаны основные серии Бутырина:  "Армейский дневник" (1967-1968), "Форма" (1969), "Сказка ночного леса" (1972), "Сказки моря" (1976), "Terra Incognita" (1974-1976). "Рождение" (1976), "Воспоминания детства" (1983), "SOS" (1983), "Титаны" (1983), "Цивилизации" (1983). 

Творчество трех признанных фотографов, представленных на выставке, объединяет общая тема – Литва и ее люди, но каждый из них нашел свое особое видение и выразил его в узнаваемом авторском стиле. Суткус – мастер психологического портрета, Мацияускас - революционер формы, беспристрастный этнограф, комбинирующий в своих знаменитых репортажных сериях документальную съемку и авангардистские приемы, Бутырин – пионер "фотофантастики", "отважно перешедший традиционные границы фотографии", как сообщало "Советское фото" в 1978 году. Безусловно, литовская школа фотографии является одной из сильнейших и интереснейших в мире, отличается уникальным почерком, выделяющим ее в своего рода феномен мирового масштаба.


Автор: Эльвира Тарноградская