Корзина
Нравится

Baibakov Art Projects: Пять

10097
Baibakov Art Projects: Пять

21 мая состоялось открытие третьей выставки Baibakov art projects на третьем этаже бывшей кондитерской фабрики "Красный Октябрь". Выставка под названием представляет американцев, пять звезд Нового Света - Уалида Бешти, Метью Брэннона, Уэйда Гайтона, Стерлинга Руби и Келли Уолкера.


Выставка американского искусства в эпоху становления нового политического контекста в мире – вписывается в мысль куратора Марии Байбаковой об искусстве как виде дипломатии, способе понять другого. Чтобы найти между жителями одной стороны земли и другой взаимопонимание, проще всего обратиться не к словам, которые слишком эмоциональны, и не к сложным числам статистики, которая часто фальшива, а к простым цифрам.

Цифра "5" избрана не случайно. Кураторы выставки Мария Байбакова и Катя Саттон в сотрудничестве с приглашенными кураторами Грегори Линном и Клейтоном Прессом с ее помощью рассматривает историю развития американского искусства, отследив происхождение "пятерки" в первой половине 20-го века, ее явление во второй половине 20-го века, и деформации в начале века 21-го.

Первое явление "пятерки" - в стихотворении "Великая цифра" (1921) Уильма Карлоса Уильмса, в котором поэт писал о потрясении, вызванном у него пронесшейся мимо пожарной машиной под номером 5. "Великая цифра" вызвала настоящую цепную реакцию откликов у поэтов и xудожников, стремившиxся по-своему развить и интерпретировать стиxотворение. Первым таким откликом стала работа Чарльза Демута 1928 года "Золотая цифра пять". Как бы иллюстрируя звуковые резонансы Уильямса, Демут использовал металлическую фактуру, графические повторы и сложный визуальный словарь, переводя на язык образов слова поэта: "Гонг звенит, сирена воет, и фургон несут колеса через темный город". Восторг перед индустрией охватил художников повсеместно, и на холстах итальянских футуристов и русских авангардистов среди силуэтов машин, поездов и фабрик мелькали цифры.

Второе явление цифры происходит во времена поп-арта. Только в 1960-е она является в контексте новой индустрии
- развлечений. Цифры ассоциируются уже не с производством и трудом, а с потреблением и отдыхом. В картинах Роберта Индианы цифры видны кадрированными, как будто пролетающие в окошках игрового автомата, а в серии "Американская мечта" они соседствуют со словами о мечте на кружочках, напоминающих фишки казино.

На выставке ПЯТЬ представлена картина Индианы "Бриллиантовая пятерка Демута", непосредственно отсылающая к произведению, давшему название выставке. Фоном для цифры служит уже не красная пожарная машина, разрезающая тьму ночи, а красная пятиконечная звезда, "пойманная" в черный пентагон. Сейчас, когда мы видим капитализм, зашедший в тупик, здесь может почудиться политическая подоплека, некая критика. Однако Индиана в своем интервью 1963 года скорее критикует абстрактный экспрессионизм, эту "фузу, напоминающую несварение желудка", говоря, что это - треугольная башенка на самом верху пирамиды долгого твоческого процесса человечества, и дальше идти некуда. А поп-арт возвращается к контакту с миром, к простым вещам вроде "Кока-колы", к подножию пирамиды.

Работы пяти великих американских художников 60-х годов, Роберта Индианы, Дональда Джадда, Эда Руши, Ричарда
Серра и Энди Уорxола, представлены на выставке, показывая преемственность поколений в американском искусстве. От них эстафета тревоги передается пятерке молодых и перерастает в панику и протест против цифр, которые рухнули и накрыли мир. Цифры ломаются, исчезают, конвертируюся в образы.

Выставка продлится с 21 мая по 12 июля.

Автор: