В 1976 году в доме художника на Кузнецком мосту состоялась ретроспективная персональная выставка Александра Лабаса (1900-1983). Уже немолодой художник, ровесник авангарда, успевший поучиться и у Кончаловского, и у Малевича, переживший годы абсолютной тишины и забвения, гонений на формалистов, избежавший ареста в 1937-ом, потому что работал над панно «Советская авиация» для Всемирной выставки в Париже, и призыва в действующую армию — впервые получил возможность такого полного, "отчетно-итогового" высказывания. Отсюда — невероятная скрупулезность и ответственность, с которой Лабас готовился к выставке: художник сделал экспозиционные макеты, потому что считал, по свидетельству племянницы О. Бескиной-Лабас, что "стена должна смотреться как единая картина", воспроизводил в миниатюре по памяти (!) ранние работы 1920-1930-х гг., которые давно хранились в музеях.
На выставке представлено около 60 работ: живопись, графика, макеты, фотографии, планы и т.д. Проникнуться акварельной свежестью дирижаблей и аэропланов, хрупкостью тонких девушек и одушевленностью сосредоточенных красноармейцев, небрежными фигурками пассажиров в кажущихся игрушечными паровозах под таким нежным прозрачным небом, какое бывает только у бесхитростного Лабаса пришли: Василий Церетели, Анна Лошак, Валерия Галлай, Андрей Толстой, Анна Свергун и многие другие.
В 1976 году выставку Лабаса ежедневно посещали несколько тысяч человек, чувствуя "воздух" его искусства, неутраченную артистическую свободу. Выставочный проект галереи "Проун" — с одной стороны, "выставка о выставке", до известной степени повторяющий "музейный подход" самого художника к процессу, сродни тому, как это происходит во всех крупных мировых музеях, когда для любой выставки готовится подробнейший экспозиционный макет, где учитываются все детали, включая высоту повески работ и оттенк стен, с другой — в профессиональную срежисированную историю врывается живое время, личная судьба художника Лабаса, который оставался верным себе в течение всей жизни. И вернисажные курьезы — по свидетельству О. Лабас пробка от шампанского угодила аккурат в лоб Лили Брик, которая в статусе гранд-дамы советского авангарда появилась под руку с двумя молодыми людьми — сообщают совсем человеческое, очень личное и близкое измерение проекту.
Среди отзывов современников о выставке Лабаса в 1976 году была рецензия художникова Юрия Пименова в "Литературной газете", начинавшаяся так: "Его живопись может нравиться или не нравиться, но искусство Лабаса, искреннее до последней степени, всегда заинтересованное в происходящем, иногда почти детское по чистоте восприятия и при этом изощренное по форме, искусство, глубоко взволнованное действительностью, абсолютно лишенное равнодушия, - вызывает к нему самое глубокое уважение."
А также - к галерее "Проун". Собственно, к этому добавить нечего.
Автор: Эльвира Тарноградская